Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей

  • Катерина Поливанова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Ирина Вопилова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Яна Козьмина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Анастасия Нисская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Елизавета Сивак Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: образовательные программы для родителей, тренинги, самоэффективность, родительская самоэффективность, социальная поддержка

Аннотация

Рассматриваются основные этапы в развитии образовательных программ для родителей в странах Европы, США и в России, выделяются их содержательные и организационные особенности. Первым этапом становления институализированного образования для родителей являются возникшие в конце XIX — начале XX в. школы для матерей, ориентированные на информирование родителей по вопросам гигиены и здоровья. Второй этап — появление в начале 60‑х годов XX в. тренингов, рассчитанных на развитие родительских компетенций и навыков. И наконец, наиболее современным трендом в проектировании образовательных программ для родителей можно считать программы, нацеленные на работу с личностью родителя, его самоэффективностью, т. е. с его представлениями о том, что он может справиться с решением задач по воспитанию ребенка, и что его действия приведут к желаемому результату. Обосновывается использование конструкта самоэффективности как содержательной основы для разработки образовательных программ. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня материнской самоэффективности и социальной поддержки, которое показало, что самоэффективность матерей связана не только с объективным объемом получаемой помощи, но и с оценкой этой помощи и с тем, в какой мере удается избежать противоречий и критики со стороны помощников. Описана авторская образовательная программа для родителей, разработанная с опорой на результаты данного исследования. Авторы утверждают, что умение выстраивать бесконфликтные отношения, договариваться или противостоять критике со стороны окружающих должно быть неотъемлемой частью образовательных программ, нацеленных на повышение уровня родительской самоэффективности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2015-12-23
Как цитировать
Поливанова, Катерина, Ирина Вопилова, Яна Козьмина, Анастасия Нисская, и Елизавета Сивак. 2015. «Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 184-200. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-4-184-200.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2