«Образовательная политика»: к вопросу о содержательном наполнении речевой формулы

  • Елена Пенская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: система образования, образовательная политика, история образования, публицистика

Аннотация

Пенская Елена Наумовна — доктор филологических наук, декан факультета филологии, заведующая кафедрой словесности НИУ ВШЭ.
Эл. адрес: e.penskaya@hse.ru 

Анализируется динамика частотности использования термина «образовательная политика» в печатных изданиях и сетевых источниках. Анализ объема документов показал, что появление в дискуссионном и информационном поле данного термина совпадало преимущественно с двумя обстоятельствами: концентрацией реформаторских мер, сфокусированных медиа; всплесками общественных обсуждений — стихийных либо инспирированных заинтересованными группами.

Представлено распределение употребления словосочетания «образовательная политика» по годам. Показано, что актуальность оно приобрело с начала 1990-х как инструментальное обозначение системных действий, направленных на реформирование образования, и за прошедшие 20 лет претерпело ряд семантических изменений, превратившись в клишированную формулу. В 2010 г. после спада активности его употребления шаблон вернулся в российский социокультурный лексикон, получив за последние годы дополнительную валентность.

Исследуется содержание, вкладываемое в это понятие в публицистических текстах, в частности в журналах «Образовательная политика» и «Свободная мысль», а также в двух сборниках очерков, изданных в 2012 г. и посвященных истории образования в России. Предполагается, что частота использования и содержательное наполнение клише «образовательная политика» становятся индикатором, позволяющим отслеживать и анализировать характер отношений и его изменения между властными структурами — разработчиками концептуальных действий и обществом. Отмечается закономерность отсутствия этого понятия в проектах, пособиях и монографиях, создаваемых в учебных целях.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-10
Как цитировать
Пенская, Елена. 2013. «„Образовательная политика“: к вопросу о содержательном наполнении речевой формулы». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (ноябрь), 249-58. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-4-249-258.
Выпуск
Раздел
Книжные обзоры и рецензии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2