Профессиональный стресс и удовлетворенность работой преподавателей российских вузов

  • Ирина Давыдова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Яна Козьмина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: профессиональный стресс, удовлетворенность работой, академическая профессия, организационные ресурсы

Аннотация

Для анализа факторов, влияющих на уровень профессионального стресса и удовлетворенности работой у российских преподавателей высших учебных заведений, использованы данные международного исследования Changing Academic Profession, проведенного по единой методологии в 20 странах мира, включая Россию. На основании исследуемых характеристик профессионального самочувствия преподавателей вузов все страны, участвовавшие в исследовании, разделены на четыре группы. Россия относится к группе с низкими значениями обоих показателей, причем и уровень стресса, и удовлетворенность работой у российских педагогов ниже, чем у их коллег из всех стран — участниц проекта. Оценивается взаимосвязь исследуемых переменных с тремя группами факторов: требования к преподавателям и ресурсы, которые предоставляет им вуз для осуществления их профессиональной деятельности; индивидуальные профессиональные качества педагогов; их социально-демографические характеристики. В России, как и в других странах с низким уровнем стресса и удовлетворенности работой, данные показатели связаны с удовлетворенностью ресурсами, предоставляемыми вузом. Но, в отличие от других стран, для педагогов в России особенно важны нематериальные ресурсы: личное влияние в различных структурных подразделениях вуза, вовлеченность в коммуникацию, коллегиальность в принятии решений. В России стресс и удовлетворенность работой не связаны с должностью, заработной платой, стажем работы, тогда как, например, в Германии и Аргентине удовлетворенность работой связана с должностью.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-12-24
Как цитировать
Давыдова, Ирина, и Яна Козьмина. 2014. «Профессиональный стресс и удовлетворенность работой преподавателей российских вузов». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 169-83. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-4-169-183.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования