Высшее образование в профессиональных траекториях молодых рабочих

  • Галина Чередниченко Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, 117218, Россия, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5
  • Елена Вознесенская Институт социологии РАН, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5
Ключевые слова: мотивация, высшее образование, образовательные траектории, молодые рабочие промышленных предприятий, профессиональные траектории

Аннотация

Вознесенская Елена Дмитриевна —кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела социологии образования Института социологии РАН. Эл. адрес: maslovka3@mail.ru  Адрес: Россия, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

Чередниченко Галина Анатольевна— кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник отдела социологии образования Института социологии РАН. Эл. адрес: galcher50@mail.ru  Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5.

На материалах проведенного социологического исследования рассматриваются особенности профессиональных траекторий дипломированных молодых людей, оказавшихся на позициях рабочих промышленных предприятий России, и студентов, получающих высшее образование без отрыва от производства. Анализируются мотивы получения высшего образования, смыслы, которые рабочая молодежь вкладывает в его достижение, и практики его использования.

Установлено, что факт получения высшего образования, не поддержанный другими видами ресурсов (культурным капиталом семьи, социальным положением родителей, их профессиональным статусом), в условиях доступности высшего образования и дефицита хорошо оплачиваемых рабочих мест не меняет предначертанную габитусом рабочей семьи образовательно-профессиональную траекторию. Однако наличие высшего образования и диплома, его подтверждающего, для молодого рабочего становится его личным культурным и социальным ресурсом, на котором строятся возможности и перспективы дальнейшего продвижения. При этом выявлено, что наряду со стремлением к получению высшего образования среди молодых рабочих распространено и недоверие к нему. Рассматриваются факторы отторжения ими высшего образования.

Показано, что образовательно-профессиональная траектория молодых людей этой категории ориентирована на запросы рынка труда, на нужды конкретного производства, что способствует наращиванию объема совокупного культурного капитала предприятия, создает среду, предрасполагающую к его технологическому перевооружению, модернизации. Обсуждается вопрос необходимости введения новых форм образовательных программ, более приспособленных к возможностям и реальным условиям жизни и труда сегодняшнего молодого рабочего, занятого на промышленном предприятии.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-10
Как цитировать
Чередниченко, Галина, и Елена Вознесенская. 2013. «Высшее образование в профессиональных траекториях молодых рабочих». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (ноябрь), 40-58. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-4-40-58.
Выпуск
Раздел
К юбилею Д.Л. Константиновского