Диагностика реальной структуры образовательной организации
Аннотация
Ушаков Константин Михайлович - доктор педагогических наук, профессор Института развития образования НИУ ВШЭ.E-mail: konst@direktor.ru
Понятие «реальная структура школы» интегрирует формализованные и неформализованные профессиональные отношения в образовательной организации. В статье рассматриваются как основания, так и инструментарий, позволяющий оценивать реальные устойчивые профессиональные связи в организации, их конфигурации и иные характеристики, свойственные сетевым структурам. Автор исходит из предположения о простоте (низком уровне сложности) реальной структуры школы, которая рассматривается как социальная сеть. Низкий уровень сложности сети может быть существенным препятствием на пути развития конкретной организации, а усложнение реальной структуры является важным ресурсом увеличения эффективности образовательной деятельности и способствует наращиванию социального и, как следствие, человеческого капитала школы. Проведен пилотный этап исследования на базе пяти российских школ из разных регионов. Показано, что реальные структуры взаимодействия в них действительно характеризуются низким уровнем сложности: в школьных коллективах доминируют односторонние связи, доля взаимных связей незначительна, типичной конфигурацией взаимных связей является диада, присутствие триад крайне ограниченно.