Диагностика реальной структуры образовательной организации

  • Константин Ушаков Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: человеческий капитал, социальный капитал, школы, реальная структура организации, социальная сеть, профессиональный капитал, профессиональные связи

Аннотация

Ушаков Константин Михайлович - доктор педагогических наук, профессор Института развития образования НИУ ВШЭ.
E-mail: konst@direktor.ru

Понятие «реальная структура школы» интегрирует формализованные и неформализованные профессиональные отношения в образовательной организации. В статье рассматриваются как основания, так и инструментарий, позволяющий оценивать реальные устойчивые профессиональные связи в организации, их конфигурации и иные характеристики, свойственные сетевым структурам. Автор исходит из предположения о простоте (низком уровне сложности) реальной структуры школы, которая рассматривается как социальная сеть. Низкий уровень сложности сети может быть существенным препятствием на пути развития конкретной организации, а усложнение реальной структуры является важным ресурсом увеличения эффективности образовательной деятельности и способствует наращиванию социального и, как следствие, человеческого капитала школы. Проведен пилотный этап исследования на базе пяти российских школ из разных регионов. Показано, что реальные структуры взаимодействия в них действительно характеризуются низким уровнем сложности: в школьных коллективах доминируют односторонние связи, доля взаимных связей незначительна, типичной конфигурацией взаимных связей является диада, присутствие триад крайне ограниченно.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-02-15
Как цитировать
Ушаков, Константин. 2014. «Диагностика реальной структуры образовательной организации». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (февраль), 247-60. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-4-247-260.
Выпуск
Раздел
Практика