Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации

  • Анатолий Цирульников ФИРО Минобрнауки РФ, 129319, Москва, ул. Черняховского, 9, стр. 1.
Ключевые слова: организация образования, деревенские школы, социально-образовательные стратегии

Аннотация

Раскрывается метод анализа социокультурных ситуаций (СКС), который используется при разработке стратегий и моделей развития школьного образования в районах и населенных пунктах. Выявлены четыре классических типа СКС: «школа в культурном центре», «школа в бывшем очаге культуры», «школа в потенциальном очаге культуры», «школа в культурной пустыне». Описан ряд промежуточных, сложных, комплексных СКС: «социокультурный разлом», ситуация «неопознанного педагогического объекта», «сельская школа — центр социально-экономических инициатив» и др. Разным типам ситуаций соответствуют дифференцированные стратегии развития образования: традиционно школьные, связанные с изменением социокультурного фона, с возрождением локальных культурно-исторических традиций, стратегии общинного образования, инновационные, социально-образовательные. Приводится методика диагностики и анализа СКС школы, муниципальной системы образования. Описываются разные типы и виды развивающихся образовательных систем, представляющих культурное поле анализа и проектирования конкретной модели школьного образования в данной местности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2010-12-31
Как цитировать
Цирульников, Анатолий. 2010. «Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (декабрь), 39-65. https://vo.hse.ru/article/view/15238.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования