Характеристики учителей и достижения школьников. Применение метода firstdifference к данным TIMSS-2007

  • Юлия Тюменева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Татьяна Хавенсон Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: учителя, школьники, математика, когнитивное развитие, метапредметные навыки, естественные науки, профессиональный опыт, метод первой разницы

Аннотация

Тюменева Юлия Алексеевна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: jtiumeneva@hse.ru 

Хавенсон Татьяна Евгеньевна — младший научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. Эл. адрес: tkhavenson@hse.ru 

 

Международные исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования (Trends in International Mathematics and Science Study, TIMSS) обладают тем преимуществом, что кроме прямой когнитивной оценки учащихся собирают информацию об учителях этих школьников: их образовании, опыте работы, практике ведения уроков. Чтобы оценить связь учительских характеристик с достижениями школьников и преодолеть ограничения корреляционного дизайна TIMSS, был применен метод first difference (метод первой разницы). Кроме того, эффекты учительских характеристик были оценены методом обычных регрессий. Обнаруженные связи различались от одной предметной области к другой, и результаты использования метода первой разницы отличались от результатов обычного корреляционного анализа. Для математики метод первой разницы обнаружил отрицательную связь репродуктивных заданий и групповой работы на уроках с достижениями, а задания на понимание и развитие метапредметных навыков показали положительную связь. Для предметов естественнонаучного цикла репродуктивные задания имели, наоборот, положительную связь, тогда как задания на понимание и развитие метапредметных навыков либо не имели эффектов, либо они были негативные. Для естественнонаучных предметов, в отличие от математики, значимое влияние на достижения также оказывал опыт учителя.

Применение нового методологического подхода позволило не только ответить на вопрос о связи учительских характеристик и достижений учеников, но и выявить те характеристики, которые свойственны некоторым группам учителей, например тем, кто работает в высокостатусных школах или с более подготовленными учениками. Эта информация может быть использована и при выработке образовательной политики, и для планирования будущих исследований, особенного экспериментального плана. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-01
Как цитировать
Тюменева, Юлия, и Татьяна Хавенсон. 2013. «Характеристики учителей и достижения школьников. Применение метода Firstdifference к данным TIMSS-2007». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (ноябрь), 113-40. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-3-113-140.
Выпуск
Раздел
Практика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2