Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15-летних школьников

  • Галина Цукерман Психологический институт РАО, 119019, Москва, ул. Моховая, 9
  • Галина Ковалева Психологический институт РАО, 119019, Москва, ул. Моховая, 9
  • Марина Кузнецова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
Ключевые слова: читательская грамотность, образовательные переходы, читательские умения, основная школа, учебники

Аннотация

Тест PIRLS свидетельствует о высоком уровне готовности 9–10-летних выпускников российской начальной школы к обучению с помощью текстов. Тест PISA обнаружил низкий уровень готовности 15–16-летних выпускников основной школы к использованию текстов для решения широкого круга бытовых, социальных и образовательных задач. Для изучения динамики читательской грамотности 10-15-летних учеников основной школы была создана диагностическая методика «Тяни-толкай», сочетающая подходы PIRLS и PISA. Приведены данные о читательской грамотности учеников 4-х, 6-х и 9-х классов, оцененной с помощью этого единого измерителя. Показано, что два года обучения в российской основной школе (5-й и 6-й классы) ничего не изменяют в способности школьников понимать информационные тексты. 9-й класс значимо отличается по уровню читательской грамотности от 4-го, однако ее накопление за пять лет обучения весьма незначительно. Результаты расцениваются как свидетельство того, что в современной российской школе остро стоит проблема качества учебников и способов их использования в учебном процессе. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-10-21
Как цитировать
Цукерман, Галина, Галина Ковалева, и Марина Кузнецова. 2013. «Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15-летних школьников». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (октябрь), 123-50. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2011-2-123-150.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования