Практики изучения иностранного языка старшеклассниками в условиях модернизации иноязычного школьного образования (2020–2024 гг.)

Ключевые слова: социология образования, иноязычное образование, модернизация, иностранный язык, образовательные практики, старшеклассники

Аннотация

Целью статьи является анализ неформальных дополнительных практик изучения иностранного языка, используемых старшеклассниками в условиях модернизации школьного иноязычного образования. В последние годы в общеобразовательных организациях прослеживается тенденция к сокращению полилингвальности и утрате вторым иностранным языком статуса обязательного учебного предмета. Эмпирическая стратегия исследования состоит в сопоставительном анализе данных официальной статистики и результатов социологических опросов, относящихся к двум «реперным точкам» — к 2020 и 2024 гг. Статистические данные получены из формы федерального статистического наблюдения Росстата. Опросы специально проведены Социологической лабораторией МГЛУ в сотрудничестве с исследовательской компанией НАФИ среди учащихся 8–11-х классов в разных административно-территориальных образованиях Российской Федерации.

Полученные результаты свидетельствуют об увеличении доли школьников, изучающих английский язык, с одновременной утратой немецким и французским языком их традиционной для отечественного иноязычного образования роли, а также с сокращением доли изучающих другие иностранные языки.

Переориентация иноязычного компонента школьного образования в соответствии с новой геополитической ситуацией на приоритетное изучение языков народов Азии и Африки не представляется реалистичной из-за отсутствия достаточного числа квалифицированных учителей и соответствующей материально-технической поддержки.  При этом сохранение элитарного сегмента иноязычного образования в виде специализированных учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков не устраняет, а только закрепляет неравенство в доступе учащихся к возможностям получения иноязычных компетенций и последующей реализации их социальных и карьерных возможностей. В этих условиях среди старшеклассников остаются востребованными дополнительные занятия иностранными языками, в том числе на платной основе. Степень вовлеченности школьников в эти практики обусловлена региональными и поселенческими условиями, а также их профессиональными и карьерными планами.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Arefiev A.L. (2020) Trends in Studying the French Language in Russia. Media al'manakh, no 6, pp. 230–261 (In Russian). https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.6.2020.230261

Bialystok E. (2001) Bilingualism in Development: Language, Literacy, and Cognition. New York, NY: Cambridge University. https://doi.org/10.1017/CBO9780511605963

Dakukina T.A. (2021) Problems of a Second Foreign Language Teaching in a Comprehensive School. MCU Journal of Pedagogy and Psychology, no 1(55), pp. 100–112 (In Russian). https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.55.1.08

Durgunoglu A.Yu., Goldenberg C. (eds) (2011) Dual Language Learners: The Development and Assessment of Oral and Written Language. New York, NY: Guilford.

Galinskaya T.N., Roshchupkina E.I. (2021) Vocational Guidance Potential of the Second Foreign Language in the School. Problems of Modern Pedagogical Education, no 71-1, pp. 97–100 (In Russian).

Gotlib R.A. (2015) Language Education in Russia in the Period of Political Instability. Vlast, no 1, pp. 95–99 (In Russian).

Gotlib R.A. (2009) Social Meaning of Foreign Language Knowledge. Sotsiologicheskie issledovaniya / Sociological Studies, no 2(298), pp. 122–127 (In Russian).

Gulyaeva V.S., Mingalieva V.R. (2015) Introduction of Compulsory Learning of a Second Foreign Language at School: Fashion or Norm? Improving the Teaching of Foreign Languages ​​at School and University: Collection of Scientific and Methodological Works (ed. S.S. Kuklina), Kirov: Raduga-press, iss. 18, pp. 15–20 (In Russian).

Humboldt V. (2000) On the Comparative Study of Languages in Relation to Different Epochs of Development. Humboldt V. Selected Works on Linguistics. Moscow: Progress (In Russian).

Mertsalova T.A., Kosaretsky S.G., Anchikov K.M. et al. (2022) School Education in the Context of National Goals and Priority Projects: Analytical Report. Moscow: HSE (In Russian). https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2693-4

Morales J., Calvo A., Bialystok E. (2013) Working Memory Development in Monolingual and Bilingual Children. Journal of Experimental Child Psychology, no 114, pp. 187–202. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2012.09.002

Obraztsov I.V., Polovnev A.V. (2022) Schoolchildren’s Involvement in Additional Education and Foreign Language Classes. Sotsiologicheskie issledovaniya / Sociological Studies, no 6, pp. 101–113 (In Russian) https://doi.org/10.31857/S013216250016400-3

Osipov G.V., Arefiev A.L. (2020) Sociology of Language. National and Foreign Languages ​​in the Education System. Moscow: Yurayt (In Russian).

Pinchuk A.N. (2016) Educational Practices in the Conceptual Field of Sociology. Znanie. Ponimanie. Umenija / Knowledge. Understanding. Skill, no 4, pp. 322–330 (In Russian). https://doi.org/10.17805/ zpu.2016.4.29

Primakov V.L. (2021) Linguistic Educational Inequality: Problem Statement and Analysis of Consequences. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvističeskogo universiteta. Obŝestvennye nauki, no 2(843), pp. 326–345 (In Russian). https://doi.org/10.52070/2500-347X_2021_2_843_326

Ryabova E.M. (2010) Multilingualism as Overcoming the Complexity of the World. Voprosy filosofii, no 7, pp. 149–152 (In Russian).

Scriabina A.A., Svetlik M.V., Bushov Yu.V. (2024) The Influence of Bilingualism on the Individual Psychological Characteristics of Students]. Psychophysiology News, no 3, pp. 120–123. (In Russian). https:// doi - 10.34985/g7044-6155-3991-v

Shaigerova L.A., Shilko R.S., Zinchenko Yu.P. (2019) Bilingualism and Multilingualism as an Interdisciplinary Phenomenon: Sociocultural Context, Problems and Prospects of Research. National Psychological Journal, no 1 (33), pp. 3–15 (In Russian). https:// doi: 10.11621/npj.2019.0101

Smirnova Yu.A. (2024) Social Portrait of a Foreign Language Teacher in the Context of Changing School Education. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvističeskogo universiteta. Obŝestvennye nauki, no № 3(856), pp.128–136 (In Russian).

Smirnova Yu.A. (2022) School Teachers-Semiprecaries: Typology on the Example of Linguist Teachers. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvističeskogo universiteta. Obŝestvennye nauki, no 1(846), pp. 136–143 (In Russian). https://doi.org/10.52070/2500-347X_2022_1_846_136

Solovyeva A.M. (2024) Bilingualism as a Problem of Psycholinguistics and Linguistics. Pedagogical Education, vol. 5, no 1, pp. 178–186 (In Russian).

Strelnikova A.V. (2009) Social Actions. Thesaurus of Sociology: Thematic Dictionary-Reference Book (ed. Zh.T. Toshchenko), Moscow: UNITY-DANA, pp.176–180 (In Russian).

Tsalikova I.K., Pakhotina S.V. (2021) The Issue of Motivation for Foreign Languages Learning in International Research Works: Scoping Review. The Education and Science Journal, no 5, pp. 38–63 (In Russian) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-5-38-63

Volkov V.V., Kharkhordin O.V. (2008) Theory of Practices. St. Petersburg: Publishing House of the European University in St. Petersburg (In Russian).

Опубликован
2025-07-01
Как цитировать
Образцов, Игорь, и Андрей Половнев. 2025. «Практики изучения иностранного языка старшеклассниками в условиях модернизации иноязычного школьного образования (2020–2024 гг.)». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июль). https://doi.org/10.17323/vo-2025-22184.
Выпуск
Раздел
Исследовательские статьи