Готовы ли школы к цифровой трансформации: о результатах мониторинга общеобразовательных организаций
Аннотация
Цифровая трансформация школы рассматривается как составная часть начавшегося более полувека назад процесса цифрового обновления образования, который объединяет изменения учебной среды, содержания, методов и организационных форм учебной работы, а также системы управления образовательной организацией. Проникновение цифровых технологий во все сферы жизни общества стимулирует эти изменение. Для развертывания работ по цифровой трансформации школы требуется оценить готовность школ к трансформационным изменениям, зафиксировать главные отличия предстоящих изменений от тех, что происходили в ходе освоения школами цифровых технологий в прошлые годы.
В статье представлены результаты исследования, выполненного с использованием данных Мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций, в котором участвовали 85 регионов страны. Приведено распределение школ по ступеням цифрового обновления, которые определены на основе рамочной модели этого процесса. Описаны типичные группы школ, находящихся на каждой ступени. Показано, что используемые сегодня индикаторы внедрения цифровых технологий в образование позволяют фиксировать нарастание изменений, наблюдаемых на начальных ступенях цифрового обновления. Нужны новые индикаторы для фиксации изменений, имеющих место на высших ступенях, где происходит расширение рамок традиционной классно-урочной системы и осуществляется переход к персонализированно-результативной организации обучения.
Скачивания
Литература
Asmolov A.G., Semenov A.L., Uvarov A.Yu. (2010) Russian School and New Information Technologies: A View into the Next Decade. Moscow: NeksPrint (In Russian).
Balaban I., Begicevic Redjep N., Klacmer Calopa M. (2018) The Analysis of Digital Maturity of Schools in Croatia. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), vol. 13, no 6, pp. 4–15. https://doi.org/10.3991/ijet.v13i06.7844
Begicevic Redjep N., Balaban I., Zugec B. (2021) Assessing Digital Maturity of Schools: Framework and Instrument. Technology, Pedagogy and Education, vol. 30, no 5, pp. 643–658. https://doi.org/10.1080/1475939X.2021.1944291
Bingham A.J., Pane J.F., Hamilton L.S., Steiner E.D. (2018) Ahead of the Curve: Implementation Challenges in Personalized Learning School Models. Educational Policy, vol. 32, no 3, pp. 454–489. https://doi.org/10.1177/0895904816637688
Dvoretskaya I.V. (2018) On the Formation of a Shared Vision for ICT Use in School Educational Work. Science and School, no 5, pp. 127–133 (In Russian).
Dvoretskaya I., Mertsalova T. (2020) Russian Schools from the Monitoring of Digital Transformation of Education: A Tool to Emphasize School’ Distinctiveness. Moscow: HSE (In Russian).
Dvoretskaya I.V., Uvarov A.Yu. (2020) Assessment of the Use of Innovative Training Activities Supported by Digital Technologies in the School Based on Quantitative Data. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, vol. 1, no 2(66), pp. 29–45 (In Russian).
Dvoretskaya I.V., Uvarov A.Yu., Vikhrev V.V. (2020) Models of General Education Renewal in a Developing Digital Environment. Moscow: Torus press (In Russian). https://doi.org/10.30826/94588-284-3
Ershov A.P. (1988) Informatization: From Computer Literacy of Students to the Information Culture of Society. Kommunist, no 2, pp. 82–92 (In Russian).
European Commission, Directorate-General for the Information Society and Media (2013) Survey of Schools. ICT in Education: Benchmarking Access, Use and Attitudes to Technology in Europe’s Schools. European Union: Publications Office. https://doi.org/10.2759/94499
Fraillon J., Ainley J., Schulz W., Friedman T., Duckworth D. (2020) Preparing for Life in a Digital World: IEA International Computer and Information Literacy Study 2018 International Report. Cham: Springer International. https://doi.org/10.1007/978-3-030-38781-5
Goryaynova A., Dvoretskaya I., Kochak E., Mertsalova T., Savitskiy K. (2022) Digital Renewal of the Russian School. Moscow: HSE (In Russian). https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2692-7
Jones K.S. (1972) A Statistical Interpretation of Term Specificity and Its Application in Retrieval. Journal of Documentation, vol. 28, no 1, pp. 11–21. https://doi.org/10.1108/EB026526
Kampylis P., Punie Y., Devine J. (2015) Promoting Effective Digital-Age Learning: A European Framework for Digitally-Competent Educational Organisations. Luxembourg: Publications Office of the European Union. https://doi.org/10.2791/54070
Kovalevskiy D. (2020) School Principal as an Agent of Digital Transformation (In Russian). Available at: https://1sept.ru/news/65331 (accessed 13 January 2025).
Mominó J.M., Carrere J. (2016) A Model for Obtaining ICT Indicators in Education. Working paper, Ministerio de Educación del Perú. Available at: https://hdl.handle.net/20.500.12799/4348 (accessed 13 January 2025).
Ranguelov S.Y., Horvath A., Dalferth S., Noorani S. (2011) Key Data on Learning and Innovation through ICT at School in Europe 2011. European Union: Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. https://doi.org/10.2797/61068
Schwartz M. (2021) How Schools Can Acquire Modern Affordable Technology. Available at: https://www.cns-partners.com/manufacturing-it-blog/how-schools-can-afford-modern-technology (accessed 13 January 2025).
Siljebo J. (2022) Made in Sweden? Configured Digitalized School Leadership Practice. Journal of Education Policy, vol. 39, no 2, pp. 1–17. https://doi.org/10.1080/02680939.2022.2156620
Solar M., Sabattin J., Parada V. (2013) A Maturity Model for Assessing the Use of ICT in School Education. Educational Technology & Society, vol. 16, no 1, pp. 206–218.
Šulc Z., Řezanková H. (2019) Comparison of Similarity Measures for Categorical Data in Hierarchical Clustering. Journal of Classification, vol. 36, no 1, pp. 58–72. https://doi.org/10.1007/s00357-019-09317-5
Tanhua-Piiroinen E., Jarmo V. (2021) Self-Assessment Tools for Managing Digitalisation at School: Opeka, Oppika and Ropeka (OOR). Media Education at the Top (eds H. Ruokamo, M. Kangas), Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, pp. 15–30.
Uvarov A.Yu. (2011) School Informatization: Yesterday, Today, and Tomorrow. Moscow: Binom (In Russian).
Uvarov A.Yu., Vikhrev V.V., Vodopian G.M., Dvoretskaya I.V., Coceac E., Levin I. (2021) Schools in an Evolving Digital Environment: Digital Renewal and Its Maturity. Informatics and Education, vol. 36, no 7, pp. 5–28 (In Russian). https://doi.org/10.32517/0234-0453-2021-36-7-5-28
Uvarov A.Yu., Vodopian G.M. (2023) About Two Indicators of the School Digital Renewal Process. Informatics and Education, vol. 38, no 5, pp. 5–15 (In Russian). https://doi.org/10.32517/0234-0453-2023-38-5-5-15
Vodopian G.M. (2022) On the Way to a Smart School: A Look from the Classroom. Informatics in school, vol. 21, no 2, pp. 35–38 (In Russian). https://doi.org/10.32517/2221-1993-2022-21-2-35-38
Vodopian G.M., Dvoretskaya I.V., Uvarov A.Yu. (2023) Towards Multidimensional Digital Renewal Model for Comprehensive Schools. Moscow: Obrazovanie i informatika (In Russian).
Vodopian G.M., Uvarov A.Yu. (2016) From Computer Literacy and ICT Implementation to School Transformation. Informatics, no 3, pp. 34–43 (In Russian).
Zhu Z.-T., Yu M.-H., Riezebos P. (2016) A Research Framework of Smart Education. Smart Learning Environments, no 3, Article no 4. https://doi.org/10.1186/s40561-016-0026-2