Кто такой педагогический дизайнер: компетентностный профиль и выбор модели подготовки

  • Елена Чернобай Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-9679-8445
  • Мария Лытаева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-8090-885X
Ключевые слова: педагогический дизайн, педагогический дизайнер, проектирование образовательных программ, 4с/id model, проблемноориентированное обучение, аутентичные проблемы

Аннотация

На основании обзора исследований выявлены наиболее часто упоминаемые, типовые компетенции педагогического дизайнера, относящиеся к разным областям: к  теории обучения, владению «мягкими» навыками и навыками делового общения, умению анализировать потребности целевой аудитории и подбирать адекватный инструментарий для проектирования учебных материалов и др. Полученный компетентностный портрет педагогического дизайнера сопоставлен с набором требований, которые выдвигают к специалистам в области дизайна обучения российские работодатели в текстах объявлений о вакансиях на HeadHunter. Обнаружено, что исследователи определяют компетенции педагогических дизайнеров более полно и более детально, чем работодатели. Тем не менее авторы считают целесообразным класть в основание проектирования или перепроектирования образовательных программ подготовки таких специалистов и выявленные исследователями, и сформулированные работодателями профессиональные характеристики.

Вклад данной статьи в изучение вариантов проектирования подготовки педагогических дизайнеров, состоит, в частности, в том, что при рассмотрении этих вариантов учитываются запросы работодателей к квалификации такого рода специалистов. В русскоязычном сегменте научной литературы отсутствуют публикации, которые бы представляли аналогичный материал. В статье показана применимость одной из моделей педагогического дизайна, а именно четырехкомпонентной модели дизайна обучения (four-components instructional design model, 4c/id), для создания образовательных программ по подготовке педагогических дизайнеров, востребованных на рынке труда.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Allen I.E., Seaman J. (2014) Grade Change: Tracking Online Education in the United States. Available at: https://www.bayviewanalytics.com/reports/gradechange.pdf (accessed 15 May 2024).

Blei D.M., Ng A.Y., Jordan M.I. (2003) Latent Dirichlet Allocation. Journal of Machine Learning Research, vol. 3, January, pp. 993–1022.

Chernobay E.V., Efimova E.A., Koreshnikova Yu.N., Davlatova M.A. (2022) Instructional Design: Research Agenda in Russia and Beyond. Moscow: HSE (In Russian).

Christensen T.K., Osguthorpe R.T. (2004) How Do Instructional Design Practitioners Make Instructional Strategy Decisions? Performance Improvement Quarterly, vol. 17, no 3, pp. 45–65. http://dx.doi.org/10.1111/j.1937-8327.2004.tb00313.x

Costa J.M., Miranda G.L., Melo M. (2021) Four-Component Instructional Design (4C/ID) Model: A Meta-Analysis on Use and Effect. Learning Environments Research, vol. 25, June, pp. 445–463. https://doi.org/10.1007/s10984-021-09373-y

Cox S., Osguthorpe R.T. (2003) How Do Instructional Design Professionals Spend Their Time? TechTrends, vol. 47, no 3, pp. 45–47. https://doi.org/10.1007/BF02763476

Devlin J., Lee K., Chang M.W., Toutanova K. (2018) Bert: Pre-Training of Deep Bidirectional Transformers for Language Understanding. https://doi.org/10.48550/arXiv.1810.04805

Dick W.A. (1987) History of Instructional Design and Its Impact on Educational Psychology. Historical Foundations of Educational Psychology (eds J.A. Glover, R.R. Ronning), New York, NY: Plenum Press, pp. 183–202.

Dolmans D., Grave W., Wolfhagen I., van der Vleuten C. (2005) Problem-Based Learning: Future Challenges for Educational Practice and Research. Medical Education, vol. 39, no 7, pp. 732–741. http://dx.doi.org/10.1111/j.1365-2929.2005.02205.x

Francom G.M. (2016) Principles for Task-Centered Instruction. Instructional-Design Theories and Models. Vol. IV. The Learner-Centered Paradigm of Education (eds C.M. Reigeluth, B.J. Beatty, R.D. Myers), New York, NY: Routledge, pp. 81–108.

Frerejean J., van Geel M., Keuning T., Dolmans D., van Merriënboer J.J.G., Visscher A.J. (2021) Ten Steps to 4C/ID: Training Differentiation Skills in a Professional Development Program for Teachers. Instructional Science, vol. 3, no 49, pp. 395–418. https://link.springer.com/article/10.1007/s11251-021-09540-x

Fyle C.O., Moseley A., Hayes N. (2012) Troubled Times: The Role of Instructional Design in a Modern Dual-Mode University? Open Learning: The Journal of Open, Distance and E-Learning, vol. 27, no 1, pp. 53–64. http://dx.doi.org/10.1080/02680513.2012.640784

Grootendorst M. (2022) BERTopic: Neural Topic Modeling with a Class-Based TF-IDF Procedure. Available at: arXiv preprint arXiv:2203.05794 (accessed 20 June 2024).

Intentional Futures (2016) Instructional Design in Higher Education. A Report on the Role, Workflow, and Experience of Instructional Designers. Available at: https://clck.ru/3BChc9 (accessed 15 May 2024)

Kang Y., Ritzhaupt A.D. (2015) A Job Announcement Analysis of Educational Technology Professional Positions: Knowledge, Skills, and Abilities. Journal of Educational Technology Systems, vol. 43, no 3, pp. 231–256. http://dx.doi.org/10.1177/0047239515570572

Kirschner P., van Merriënboer J.J.G. (2008) Ten Steps to Complex Learning: A New Approach to Instruction and Instructional Design. 21st Century Education: A Reference Handbook (ed. T. L. Good), Los Angeles: Sage, pp. 244–253.

Klein J.D, Kelly W.Q. (2018) Competencies for Instructional Designers: A View from Employers. Performance Improvement Quarterly, vol. 31, no 3, pp. 225–247 http://dx.doi.org/10.1002/piq.21257

Koszalka T.A., Russ-Eft D.F., Reiser R.A. (2013) Instructional Designer Competencies: The Standards. Charlotte, NC: Information Age.

Kreutz J., Leuders T., Hellmann K. (2019) Professionsorientierung in der Lehrerbildung: Kompetenzorientiertes Lehren nach dem 4-Component Instructional-Design-Modell. Wiesbaden: Springer. http://dx.doi.org/10.1007/978-3-658-25046-1

Liu M., Gibby S., Quiros O., Demps E. (2002) Challenges of Being an Instructional Designer for New Media Development: A View from the Practitioners. Journal of Educational Multimedia and Hypermedia, vol. 11, no 3, pp. 195–219.

Lowyck J., Pöysä-Tarhonen J., van Merrienboer J.G. (2002) Conditions of ICT-Based Design for Learning Communities. Technology, Instruction, Cognition and Learning, vol. 1, no 2, pp. 153–182.

Melo M., Miranda G.L. (2015) Learning Electrical Circuits: The Effects of 4C/ID Instructional Approach in the Acquisition and Transfer of Knowledge. Journal of Information Technology Education: Research, vol. 14, pp. 313–337. https://doi.org/10.28945/2281

Merrill M.D. (2002) First Principles of Instruction. Educational Technology Research and Development, vol. 50, no 3, pp. 43–59. https://doi.org/10.1007/BF02505024

Merrill M.D., Drake L., Lacy M.J., Pratt J., the ID2 Research Group (1966) Reclaiming Instructional Design. Educational Technology, vol. 36, no 5, pp. 5–7.

Morrison G.R., Ross S.M., Kemp J.E. (2001) Designing Effective Instruction. New York, NY: John Wiley.

Park J.-Y., Luo H. (2017) Refining a Competency Model for Instructional Designers in the Context of Online Higher Education. International Education Studies, vol. 10, no 9, pp. 87–98. https://doi.org/10.5539/ies.v10n9p87

Reiser R.A. (2018) What Feld Did You Say You Were In? Defining and Naming Our Feld. Trends and Issues in Instructional Design and Technology (eds R.A. Reiser, J. V. Dempsey), Upper Saddle River, NJ: Merrill/Prentice Hall, pp. 1–7.

Reiser R.A. (2001) A History of Instructional Design and Technology. Part 1: A History of Instructional Media. Educational Technology Research and Development, vol. 49, no 1, pp. 53–64. http://dx.doi.org/10.1007/BF02504506

Ritzhaupt A.D., Kumar S. (2015) Knowledge and Skills Needed by Instructional Designers in Higher Education. Performance Improvement Quarterly, vol. 28, no 3, pp. 51–69. http://dx.doi.org/10.1002/piq.21196

Ritzhaupt A.D., Martin F., Daniels K. (2010) Multimedia Competencies for an Educational Technologist: A Survey of Professionals and Job Announcement Analysis. Journal of Educational Multimedia and Hypermedia, vol. 19, no 4, pp. 421–449.

Takushevich I.A. (2015) Synchronic and Diachronic Analysis of Instructional Design. Chelovek i obrazovanie, no 2 (43), pp. 95–99 (In Russian).

Trust T., Pektas E. (2018) Using the ADDIE Model and Universal Design for Learning Principles to Develop an Open Online Course for Teacher Professional Development. Journal of Digital Learning in Teacher Education, vol. 34, no 4, pp. 219–223. http://dx.doi.org/10.1080/21532974.2018.1494521

Van Merriënboer J.J.G., Kirschner P.A. (2017) Ten Steps to Complex Learning: A Systematic Approach to Four-Component Instructional Design. Mahwah NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

Van Rooij S.W. (2013) The Career Path to Instructional Design Project Management: Top Jobs and Employment Websites in the World. International Journal of Training and Development, vol. 17, no 1, pp. 33–53. http://dx.doi.org/10.1111/j.1468-2419.2012.00414.x

Xu W., Yao Y., Shen Z. (2020) The Design of 4C/ID in Teacher Training Course and Its Empirical Research. Proceedings of the Ninth International Conference of Educational Innovation through Technology (Porto, 2020, 13–17 December), pp. 70–74. https://doi.org/10.1109/EITT50754.2020.00018

Опубликован
2024-10-29
Как цитировать
Чернобай, Елена, и Мария Лытаева. 2024. «Кто такой педагогический дизайнер: компетентностный профиль и выбор модели подготовки». Вопросы образования / Educational Studies Moscow 2 (3). https://doi.org/10.17323/vo-2024-18126.
Раздел
Исследовательские статьи