Базовый алгоритм и открытые данные аудита цифровой доступности электронного обучения

Ключевые слова: алгоритм аудита, цифровая доступность, наборы данных, онлайн-курсы, автоматическая проверка, экспертная проверка, электронное обучение, МООК, WCAG 2.1

Аннотация

Совершенствование методологии оценки цифровой доступности электронного обучения является важным условием повышения качества современных образовательных услуг. С целью разработки базового алгоритма аудита цифровой доступности систематизированы и проанализированы данные экспертиз 173 электронных образовательных ресурсов, включая 56 массовых открытых онлайн-курсов (МООК) по математическим дисциплинам, 65 МООК по компьютерным дисциплинам и программированию, 22 внутриуниверситетских онлайн-курса по математическим, компьютерным дисциплинам и программированию, 30 МООК по сердечно-легочной реанимации. Описаны методы и процесс сбора данных экспертиз, содержание наборов данных, процедура эмпирического анализа результатов проверки доступности образовательного контента. Предложенный алгоритм аудита цифровой доступности включает следующие этапы: подготовка к экспертизе, автоматическая и экспертная проверка цифровой доступности и формирование наборов данных, анализ данных, формулирование итогового заключения и рекомендаций по улучшению цифровой доступности. Базовый алгоритм и полученные в результате аудита наборы данных могут быть использованы при осуществлении мер развития общедоступного образования, при подготовке специалистов электронного обучения, в целях укрепления механизмов регулирования и контроля в области образования.



Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Acosta-Vargas P., González M., Luján-Mora S. (2020) Dataset for Evaluating the Accessibility of the Websites of Selected Latin American Universities. Data in Brief, vol. 28, Article no 105013. https://doi.org/10.1016/j.dib.2019.105013

Akgül Y. (2018) Accessibility Evaluation of MOOCs Websites of Turkey. Journal of Life Economics, vol. 5, no 4, pp. 23–36. https://doi.org/10.15637/jlecon.259

Al-Mouh N., Al-Khalifa A., Al-Khalifa H. (2014) A First Look into MOOCs Accessibility: The Case of Coursera. Proceedings of the 14th International Conference "Computers Helping People with Special Needs" (Paris, France, July 9–11, 2014) (eds K. Miesenberger, D. Fels, D. Archambault, P. Peňáz, W. Zagler). Lecture Notes in Computer Science, vol. 8547, pp. 145–152.

Birkun A., Kosova Y. (2022). Limited Accessibility of Free Online Resuscitation Education for People with Disabilities. The American Journal of Emergency Medicine, vol. 56, June, pp. 100–103. https://doi.org/10.1016/j.ajem.2022.03.039

Bohnsack M., Puhl S. (2014) Accessibility of MOOCs. Proceedings of the 14th International Conference "Computers Helping People with Special Needs" (Paris, France, July 9–11, 2014) (eds K. Miesenberger, D. Fels, D. Archambault, P. Peňáz, W. Zagler). Lecture Notes in Computer Science, vol. 8547, pp. 141–144. https://doi.org/10.1007/978-3-319-08596-8_21

Ferati M., Mripa N., Bunjaku R. (2016) Accessibility of MOOCs for Blind People in Developing Non-English Speaking Countries. Proceedings of the AHFE 2017 International Conference on Design for Inclusion (Los Angeles, CA, July 17–21, 2017) "Advances in Design for Inclusion" (eds G. Di Bucchianico, P. Kercher). Advances in Intelligent Systems and Computing, vol. 500, pp. 519–528. https://doi.org/10.1007/978-3-319-41962-6_46

Gilligan J. (2020) Competencies for Educators in Delivering Digital Accessibility in Higher Education. Proceedings of the 14th International Conference on Universal Access in Human-Computer Interaction, UAHCI 2020 (Copenhagen, Denmark, July 19–24, 2020) (eds M. Antona, C. Stephanidis). Lecture Notes in Computer Science, vol. 12189, part 2, pp. 184–199. https://doi.org/10.1007/978-3-030-49108-6_14

Iniesto F., McAndrew P., Minocha S., Coughlan T. (2019) Auditing the Accessibility of MOOCs: A Four-Component Approach. Proceedings of the 14th European Conference on Technology Enhanced Learning (Delft, The Netherlands, September 16–19, 2019) Transforming Learning with Meaningful Technologies. (eds M. Scheffel, J. Broisin, V. Pammer-Schindler, A. Ioannou, J. Schneider). Lecture Notes in Computer Science, vol. 11722, pp. 650–654. https://doi.org/10.1007/978-3-030-29736-7_59

Iniesto F., McAndrew P., Minocha Sh., Coughlan T. (2016) Accessibility of MOOCs: Understanding the Provider Perspective. Journal of Interactive Media in Education, vol. 1, Article no 20. https://dx.doi.org/10.5334/jime.430

Kosova Y.A., Gapon A.S., Redkokosh K.I. (2021) Issledovanie dostupnosti elektronnykh obrazovatel'nykh resursov na universitetskoy platforme MOODLE [Examination of the Electronic Educational Resources Accessibility on the University Moodle Platform]. Informatika i obrazovanie / Informatics and Education, no 9, pp. 5–22. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2021-36-9-5-22

Kosova E.A., Gapon A.S., Redkokosh K.I. (2020) Dostupnost' massovykh otkrytykh onlajn-kursov po komp'yuternym naukam i programmirovaniyu dlya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Accessibility of Massive Open Online Courses in Computer Sciences and Programming for Persons with Disabilities]. Otkrytoe obrazovanie / Open Education, vol. 24, no 5, 47–62. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-47-62

Kosova Y., Izetova M. (2020). Dostupnost' massovykh otkrytykh onlajn-kursov po matematike dlya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Accessibility of Mathematics MOOCs to Learners with Disabilities]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 20–-229. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-205-229

Kosova Y., Khalilova M. (2019) Analiz veb-dostupnosti massovykh otkrytykh onlajn-kursov po matematicheskim distsiplinam [Web Accessibility Analysis of Massive Open Online Courses in Mathematical Disciplines]. Vysshee Obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia, vol. 28, no 10, pp. 157–166. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-157-166

Królak A., Zając P. (2022) Analysis of the Accessibility of Selected Massive Open Online Courses (MOOCs) for Users with Disabilities. Universal Access in the Information Society https://doi.org/10.1007/s10209-022-00927-2

Lazar J. (2021) Managing Digital Accessibility at Universities during the COVID-19 Pandemic. Universal Access in the Information Society, vol. 21, no 1, pp. 749–465. https://doi.org/10.1007/s10209-021-00792-5

Meleo-Erwin Z., Kollia B., Fera J., Jahren A., Basch C. (2020) Online Support Information for Students with Disabilities in Colleges and Universities during the COVID-19 Pandemic. Disability and Health Journal, vol. 4, no 1, Article no 101013. https://doi.org/10.1016/j.dhjo.2020.101013

Mullin C., Gould R., Parker Harris S. (2021) ADA Research Brief: Digital Access for Students in Higher Education and the ADA. Chicago, IL: ADA National Network Knowledge Translation Center. Available at: https://adata.org/research_brief/research-brief-digital-access-students-higher-education-and-ada (accessed 20 March 2023).

Park K., So H.-J., Cha H. (2019) Digital Equity and Accessible MOOCs: Accessibility Evaluations of Mobile MOOCs for Learners with Visual Impairments. Australasian Journal of Educational Technology, vol. 35, no 6, pp. 48–63. https://doi.org/10.14742/ajet.5521

Ramírez-Vega A., Iniesto F., Rodrigo C. (2017) Raising Awareness of the Accessibility Challenges in Mathematics MOOCs. Proceedings of the 5th International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality (Cádiz, Spain, October 18–20, 2017), Article no 92. https://doi.org/10.1145/3144826.3145435

Rodríguez G., Perez J., Cueva S., Torres R. (2017) Accessibility and Usability OCW Data: The UTPL OCW. Data in Brief, vol. 13, iss. C, pp. 582–586. https://doi.org/10.1016/j.dib.2017.06.007

Sanchez-Gordon S., Luján-Mora S. (2020) Design, Implementation and Evaluation of MOOCs to Improve Inclusion of Diverse Learners. Accessibility and Diversity in Education: Breakthroughs in Research and Practice (ed. Information Resources Management Association), IGI Global, pp. 52–79. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-1213-5.ch004

Sanchez-Gordon S., Luján-Mora S. (2019) Implementing Accessibility in Massive Open Online Courses’ Platforms for Teaching, Learning and Collaborating at Large Scale. eDemocracy & eGovernment. Stages of a Democratic Knowledge Society (ed. A. Meier), Cham: Springer, pp. 151–160. https://doi.org/10.1007/978-3-030-17585-6

Sanchez-Gordon S., Luján-Mora S. (2018) Research Challenges in Accessible MOOCs: A Systematic Literature Review 2008–2016. Universal Access in the Information Society, vol. 17, no 4, pp. 775–789. https://doi.org/10.1007/s10209-017-0531-2

UNESCO (2020) Education in a Post-COVID World: Nine Ideas for Public Action. Paris: UNESCO. Available at: https://en.unesco.org/sites/default/files/education_in_a_post-covid_world-nine_ideas_for_public_action.pdf (accessed 20 March 2023).

UNESCO Institute for Information Technologies in Education (2021) Understanding the Impact of COVID-19 on the Education of Persons with Disabilities: Challenges and Opportunities of Distance Education: Policy Brief. Paris: UNESCO. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000378404 (accessed 20 March 2023).

Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Косова, Екатерина. 2023. «Базовый алгоритм и открытые данные аудита цифровой доступности электронного обучения». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь). https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-282-308.
Выпуск
Раздел
Базы данных в сфере образования