Аспирантура не для всех? Как за время вузовских реформ аспирантура сконцентрировалась в ведущих вузах

Ключевые слова: аспирантура, Мониторинг эффективности вузов, реформирование вузовской системы, ведущие вузы

Аннотация

За последнее десятилетие в системе высшего образования России были осуществлены серьезные реформы: переструктурирование вузовской системы, выделение национальных исследовательских и федеральных университетов, запуск программы повышения конкурентоспособности «5-100». Результатам этих преобразований в вузовской системе посвящено множество публикаций. Однако их последствия для аспирантуры попадали в фокус внимания исследователей значительно реже. В статье на базе показателей Мониторинга эффективности деятельности вузов прослеживаются изменения, произошедшие в аспирантуре, и анализируются эффекты реформирования системы высшего образования. Показано, что в течение последних пяти лет произошло перераспределение аспирантского контингента в пользу ведущих вузов, при этом в федеральных округах существуют вузы-«магниты», которые перетягивают на себя значительную часть аспирантов. При этом в регионах, где нет ведущих вузов, численность аспирантов либо сокращается, либо растет темпами, существенно отстающими от других регионов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Arzhanova I.V., Vorov A.B., Derman D.O., Dyachkova E.A., Klyagin A.V. (2017) Itogi realizatsii programm razvitiya opornykh universitetov v 2016 g. [Results of Pillar Universities Development Program Implementation for 2016]. University Management: Practice and Analysis, vol. 21, no 4, pp. 11–21. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.045

Bednyi B.I., Chuprunov E.V. (2019) Sovremennaya rossijskaya aspirantura: aktual'nye napravleniya razvitiya [Modern Doctoral Education in Russia: Current Directions of Development]. Vysshee obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia, vol. 28, no 3, pp. 9–20. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20

Bednyi B.I., Sapunov M.B. et al. (2019) Novaya model' rossijskoy aspirantury: problemy i perspektivy (krugly stol) [A New Model of Russian Doctoral Education: Problems and Prospects]. Vysshee obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia, vol. 28, no 1, pp. 130–146. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-130-146

Bekova S.K. (2022) Sovmeshchenie ucheby v universitete i raboty: ot bakalavriata do aspirantury [Combining University Studies and Work: From Undergraduate to Doctoral Students]. Moscow: HSE. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2699-6

Berezhnaya Yu.N., Gurtov V.A. (2017) Aspirantura v novykh realiyakh [Postgraduate Studies in a New Reality]. University Management: Practice and Analysis, vol. 21, no 3, pp. 57–65. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.03.037

Chubik P.S., Chuchalin A.I., Pokholkov Yu.P., Agranovich B.L. (2009) Issledovatel'skie universitety v Rossii: puti stanovleniya i razvitiya [Research Universities in Russia: The Ways of Formation and Development]. University Management: Practice and Analysis, no 1, pp. 22–30.

Egorov A.A., Maksimova M.M. (2021) Otsenka politiki sliyaniy vuzov v rossijskoy sisteme vysshego obrazovaniya [Evaluation of the Policy of University Mergers in the Russian System of Higher Education]. Moscow: Center for Advanced Governance.

Gabdrakhmanov N.K., Karachurina L.B., Mkrtchyan N.V., Leshukov O.V. (2022) Obrazovatel'naya migratsiya molodezhi i optimizatsiya seti vuzov v raznykh po razmeru gorodakh [Educational Migration of Young People and Optimization of the Network of Universities in Cities of Different Sizes]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 2, pp. 88–116. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-2-88-116

Gabdrakhmanov N.K., Nikiforova N.Yu., Leshukov O.V. (2019) "Ot Volgi do Eniseya...": obrazovatel'naya migratsiya molodyozhi v Rossii ["From Volga to Yenisei...": Educational Migration of Youth in Russia]. Moscow: HSE.

Guba K,, Sokolov M., Sokolova N. (2020) Dinamika dissertatsionnoy industrii v Rossii: 2005–2015 gg. Izmenil li novy institutsional'ny trafaret akademicheskoe povedenie? [The Dynamics of Dissertation Industry in Russia, 2005–2015. Did New Institutional Templates Change Academic Behavior?]. Journal of Economic Sociology / Ekonomicheskaya sotsiologiya, vol. 21, no 3, pp. 13–46. doi: 10.17323/1726-32472020-3-13-46

Karavaeva E.V., Malandin V.V., Mosicheva I.A., Teleshova I.G. (2018) Aspirantura kak uroven' vysshego obrazovaniya: sostoyanie, problemy, vozmozhnye resheniya [Postgraduate Course as a Level of Higher Education: Status, Problems, Possible Solutions]. Vysshee obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia, vol. 27, no 11, pp. 22–34. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-22-34

Kliucharev G.A., Neverov A.V. (2018) Proekt "5-100": nekotorye promezhutochnye itogi [Project "5-100": Some Interim Results]. RUDN Journal of Sociology, vol. 18, no 1, pp. 100–116. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-1-100-116

Lovakov A., Panova A., Sterligov I., Yudkevich M. (2021) Does Government Support of a Few Leading Universities Have a Broader Impact on the Higher Education System? Evaluation of the Russian University Excellence Initiative. Research Evaluation, vol. 30, no 3, pp. 240–255. https://doi.org/10.1093/reseval/rvab006

Matveeva N., Sterligov I., Yudkevich M. (2021) The Effect of Russian University Excellence Initiative on Publications and Collaboration Patterns. Journal of Informetrics, vol. 15, no 1, pp. 101–110. https://doi.org/10.1016/j.joi.2020.101110

Melikyan A.V. (2014) Sliyaniya i prisoedineniya vuzov v Rossii i za rubezhom [Mergers and Acquisitions of Universities in Russia and Abroad]. Vysshee obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia, no 5, pp. 134–145.

Platonova D., Semyonov D. (2018) Russia: The Institutional Landscape of Russian Higher Education. 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries (eds J. Huisman, A. Smolentseva, I. Froumin). Cham: Palgrave Macmillan, pp. 337–362. https://doi.org/10.1007/978-3-319-52980-6_13

Romanenko K.R. (2018) Universitetskie obyedineniya: chto menyaetsya dlya studentov [University Mergers: The Implications for Students]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 154–173. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-154-173

Shugal N.B., Ozerova O.K., Zorina O.A., Migunova D.Yu. (2021) Vysshee obrazovanie v Rossii: statisticheskiy obzor [Higher Education in the Russian Federation: Statistical Review]. Moscow: HSE. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2380-3

Tsivinskaya A.O., Guba K.S. (2020) Monitoring effektivnosti obrazovatel'nykh organizatsiy kak istochnik dannykh o rossijskom vysshem obrazovanii [The Survey of HEIs Performance as a Data Source on Higher Education in Russia]. University Management: Practice and Analysis, vol. 24, no 2, pp. 121–130. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.018

Zhuchkova S.V. (2022) Kak ustroen priyom v aspiranturu v rossijskikh vuzakh? [How Is Doctoral Students’ Admission Arranged at Russian niversities?] University Management: Practice and Analysis, vol. 26, no 2, pp. 92–104. http://doi.org/10.15826/umpa.2022.02.015

Опубликован
2023-04-17
Как цитировать
Жучкова, Светлана, и Сауле Бекова. 2023. «Аспирантура не для всех? Как за время вузовских реформ аспирантура сконцентрировалась в ведущих вузах». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (апрель), 109-25. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-1-109-125.
Выпуск
Раздел
Исследовательские статьи