К вопросу о востребованности профессиональной аспирантуры в России: анализ данных о защитах диссертаций в технических науках

  • Борис Бедный Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского https://orcid.org/0000-0002-8744-6042
  • Николай Рыбаков Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского https://orcid.org/0000-0001-6367-6532
  • Надежда Ходеева Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского https://orcid.org/0000-0003-2493-1742
Ключевые слова: кадры высшей квалификации, профессиональная аспирантура, индустриальная аспирантура, практикоориентированные программы, наукоемкие отрасли экономики, технические науки

Аннотация

Современная российская аспирантура институционально ориентирована на воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы. Поскольку карьерные траектории значительной части ее выпускников выходят за рамки академического рынка труда, в научно-педагогическом сообществе обсуждаются перспективы развития в России профессиональной аспирантуры, которая должна обеспечить адресную подготовку кадров высшей квалификации для наукоемких отраслей экономики и сферы интеллектуальных услуг. Дискурс о профессиональной аспирантуре сфокусирован на возможности адаптации эффективных практик зарубежных университетов и, к сожалению, в настоящее время не подкреплен количественными данными о востребованности подобного формата аспирантской подготовки в России. С целью оценить востребованность в России профессиональной аспирантуры в области технических наук впервые проведена количественная оценка распространенности практикоориентированных диссертационных работ, авторы которых являются сотрудниками организаций наукоемкого сектора экономики. Эмпирической базой исследования послужили представленные в открытом доступе данные о защитах диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук в России в 2019 г. (N=1663). Для проведения детального анализа отобраны диссертационные материалы, в которых содержались сведения об обучении в аспирантуре и месте трудовой занятости диссертантов (N=715). В результате исследования определены параметры, характеризующие степень распространенности в России практикоориентированных диссертационных работ по разным дисциплинарным группам технических наук, в том числе: удельный вес аспирантов, трудоустроенных за пределами академического рынка труда; доля диссертаций, тематически связанных с профессиональной деятельностью их авторов; распространенность подготовки диссертаций на базе предприятий реального сектора экономики; различия в социально-демографических характеристиках и публикационной активности между аспирантами, работающими над диссертациями в университетах и в организациях наукоемкого бизнеса. Авторы приходят к выводу о целесообразности развития сетевых аспирантских программ в области инженерии, техники и технологий, направленных на кадровое обеспечение инновационной экономики, а также легитимизации особых требований к этим программам и подготовленным при их реализации практикоориентированным диссертационным работам.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Antonets V.A. (2018) Segmentatsiya rynka dobychi, sozdaniya, rasprostraneniya i prakticheskogo ispol'zovaniya znanij [Segmentation of the Market of Production, Creation, Distribution and Practical Use of Knowledge]. University Management: Practice and Analysis, no 5, pp. 9–21. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.05.045

Ashonibare A.A. (2022) Doctoral Education in Europe: Models and Propositions for Transversal Skill Training. Studies in Graduate and Postdoctoral Education, vol. 14, no 1. https://doi.org/10.1108/SGPE-03-2022-0028

Assbring L., Nuur C. (2017) What’s in It for Industry? A Case Study on Collaborative Doctoral Education in Sweden. Industry and Higher Education, vol. 31, iss. 3, pp. 184–194. https://doi.org/10.1177/0950422217705245

Auriol L., Misu M., Freeman R.A. (2013) Careers of Doctorate Holders: Analysis of Labour Market and Mobility Indicators. OECD Science, Technology and Industry Working Papers no 2013/04. Paris: OECD. https://doi.org/10.1787/5k43nxgs289w-en

Auriol L., Schaaper M., Felix B. (2012) Mapping Careers and Mobility of Doctorate Holders: Draft Guidelines, Model Questionnaire and Indicators, OECD Science, Technology and Industry Working Papers no 2012/07. Paris: OECD. https://doi.org/10.1787/5k4dnq2h4n5c-en

Balaban C. (2016) From Steward to Leader: A Decade of Shifting Roles for the PhD Student. Learning and Teaching: The International Journal of Higher Education in the Social Sciences, vol. 9, no 1, pp. 90–100. https://doi.org/10.3167/latiss.2016.090107

Balsmeier B., Pellens M. (2014) Who Makes, Who Breaks: Which Scientists Stay in Academe? Economics Letters, vol. 122, no 2, pp. 229–232. https://doi.org/10.1016/j.econlet.2013.11.033

Bao Y., Kehm B.M., Ma Y. (2018) From Product to Process. The Reform of Doctoral Education in Europe and China. Studies in Higher Education, vol. 43, no 3, pp. 524–541. https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1182481

Bednyi B.I. (2017). Ob industrial'noy aspiranture [About the «Industrial» Postgraduate Studies]. Vysshee obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia, no 10, pp.122–124.

Bednyi B.I., Bekova S.K., Rybakov N.V., Terentev E.A., Khodeeva N.A. (2021) Professional'naya aspirantura: mirovoy opyt i rossijskiy kontekst [Professional Doctorates: International Experience and Russian Context]. Vysshee obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia, no 10, pp. 9–21. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-9-21

Bednyi B., Mironos A., Balabanov S. (2007) Faktory effektivnosti i kachestva podgotovki nauchnykh kadrov v aspiranture (sotsiologicheskiy analiz) [Factors of Efficiency and Quality of Training in Ph.D Programs (Sociological Analysis)]. University Management: Practice and Analysis, no 5, pp. 56–65.

Bednyi B.I., Rybakov N.V., Zhuchkova S.V. (2022) O vliyanii institutsional'nykh transformatsiy na rezul'tativnost' rossijskoy aspirantury [The Effects of Institutional Transformations on the Russian Doctoral Education Performance]. Vysshee obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia, no 11, pp. 9–29. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-11-9-29

Bednyi B.I., Rybakov N.V., Khodeeva N.A. (2021) Praktiko-orientirovannye aspirantskie programmy i professional'nye stepeni: analiz zarubezhnogo opyta [Practice-Based Doctoral Programs and Professional Degrees: Analysis of Foreign Experience]. University Management: Practice and Analysis, vol. 25, no 3, pp. 70–81. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.028

Bekova S. (2021) Does Employment during Doctoral Training Reduce the PhD Completion Rate? Studies in Higher Education, vol. 46, no 6, pp. 1068–1080. https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1672648

Bekova S., Dzhafarova Z. (2019) Komu v aspiranture zhit' khorosho: svyaz' trudovoy zanyatosti aspirantov s protsessom i rezul'tatami obucheniya [Who is Happy at Doctoral Programs: The Connection between Employment and Learning Outcomes of PhD Students]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 87–108. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-87-108

Boman J., Beeson H., Sanchez Barrioluengo M., Rusitoru M. (2021) What Comes after a PhD? Findings from the DocEnhance Survey of Doctorate Holders on Their Employment Situation, Skills Match, and the Value of the Doctorate. Strasbourg: European Science Foundation (ESF). https://doi.org/10.5281/zenodo.7188085

Borrell-Damian L., Morais R., Smith J.H. (2015) Collaborative Doctoral Education in Europe: Research Partnerships and Employability for Researchers Report on Doc-Careers II Project. Brussels: European University Association. Available at: https://www.eua-cde.org/downloads/publications/2015_borrell-damianl_collaborative-doctoral-doc-ii-project.pdf (accessed 17 July 2023).

Germain-Alamartine E., Ahoba-Sam R., Moghadam-Saman S., Evers G. (2020) Doctoral Graduates’ Transition to Industry: Networks as a Mechanism? Cases from Norway, Sweden and the UK. Studies in Higher Education, vol. 46, no 17, pp. 1–16. https://doi.org/10.1080/03075079.2020.1754783

Germain-Alamartine E., Moghadam-Saman S. (2020) Aligning Doctoral Education with Local Industrial Employers’ Needs: A Comparative Case Study. European Planning Studies, vol. 28, no 1, pp. 234–254. https://doi.org/10.1080/09654313.2019.1637401

Gibbons M., Limoges C., Nowotny H., Schwartzman S., Scott P., Trow M. (1994) The New Production of Knowledge: The Dynamics of Science and Research in Contemporary Societies. London: Sage. https://doi.org/10.2307/2076669

Guba K.S. (2022) Naukometricheskie pokazateli v otsenke rossijskikh universitetov: obzor issledovaniy [Scientometric Indicators in the Evaluation of Russian Universities: A Literature Review]. Universe of Russia, no 1, pp. 49–73. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-1-49-73

Hasgall A., Saenen B., Borrell-Damian L., van Deynze F., Seeber M., Huisman J. (2019) Doctoral Education in Europe Today: Approaches and Institutional Structures. Berlin: EUA CDE.

Huisman J., Naidoo R. (2006) The Professional Doctorate: From Anglo-Saxon to European Challenges. Higher Education Management and Policy, vol. 18, no 2, pp. 1–13. https://doi.org/10.1787/hemp-v18-art11-en

Jones M. (2018) Contemporary Trends in Professional Doctorates. Studies in Higher Education, vol. 43, no 5, pp. 814–825. https://doi.org/10.1080/03075079.2018.1438095

Maheu L., Scholz B., Balán J., Graybill J.K., Strugnell R. (2014) Doctoral Education as an Element of Cultural and Economic Prosperity. Globalization and Its Impacts on the Quality of PhD Education. Forces and Forms in Doctoral Education Worldwide (eds M. Nerad, B. Evans), Rotterdam: Sense Publishers, pp. 161–206. https://doi.org/10.1007/978-94-6209-569-4_8

McAlpine L., Lucas L. (2011). Different Places, Different Specialisms: similar questions of doctoral identity under construction. Teaching in Higher Education, 16, 695 - 706. https://doi.org/10.1080/13562517.2011.570432

Melloe-Bourne R., Robinson C., Metcalfe J. (2016) Provision of Professional Doctorates in English HE Institutions. Cambridge: Careers Research & Advisory. Available at: https://research.edgehill.ac.uk/ws/files/21774575/Professional_doctorates_CRAC.pdf (accessed 17 July 2023).

Mironos A.A., Bednyi B.I., Ostapenko L.A. (2015) Employment of PhD Program Graduates in Russia: A Study of the University of Nizhni Novgorod Graduates’ Careers. SpringerPlus, vol. 4, May, Article no 230. https://doi.org/10.1186/s40064-015-1003-x

Moghadam-Saman S. (2020) Collaboration of Doctoral Researchers with Industry: A Critical Realist Theorization. Industry and Higher Education, vol. 34, no 34, pp. 36–49. https://doi. org/10.1177/0950422219865098

Müller R. (2014) Postdoctoral Life Scientists and Supervision Work in the Contemporary University: A Case Study of Changes in the Cultural Norms of Science. Minerva, vol. 52, no 3, pp. 329–349. https://doi.org/10.1007/s11024-014-9257-y

Nerad M., Bogie D., Kohl U., O'Carroll C., Peters C., Scholz B. (eds) (2022) Towards a Global Core Value System in Doctoral Education. London: UCL. https://doi.org/10.14324/111.9781800080188

Nerad M., Heggelund M. (eds) (2008) Toward a Global PhD: Forces and Forms in Doctoral Education Worldwide. Seattle: University of Washington.

Neumann R. (2005) Doctoral Differences: Professional Doctorates and PhDs Compared. Journal of Higher Education Policy and Management, vol. 27, no 2, pp. 173–188. https://doi.org/10.1080/ 13600800500120027

Patricio M.T., Santos P. (2020) Collaborative Research Projects in Doctoral Programs: A Case Study in Portugal. Studies in Higher Education, vol. 45, no 3, pp. 2311–2323. https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1607282

Potolea D., Toma S., Mosoiu O. (2012) Emergence of a New Type of Doctorate; Professional Doctorate. Studia Doctoralia, vol. 1, no 1–2, pp. 7–25. https://doi.org/10.47040/sd/sdpsych.v1i1-2.1

Roberts A.G. (2018) Industry and PhD Engagement Programs: Inspiring Collaboration and Driving Knowledge Exchange. Perspectives: Policy and Practice in Higher Education, vol. 22, iss. 4, pp. 115–123. https://doi.org/10.1080/13603108.2018.1456492

Rudskoу A.I., Borovkov A.I., Romanov P.I., Grishina N.S. (2022) Uchyonye i professional'nye stepeni v Rossii: po spirali razvitiya [Scientific and Professional Degrees in Russia: Developing Traditions into the Future]. Vysshee obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia, no 12, pp. 48–66. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-12-48-66

Rudskoy A.I., Borovkov A.I., Romanov P.I., Kiseleva K.N. (2017) «Kandidat inzhenerii» — uchyonaya stepen', vostrebovannaya vremenem [Professional Doctorate: Experience and Prospects]. Vysshee obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia, no 10, pp. 109–121.

Shin J.C., Kehm B.M., Jones G.A. (2018). Doctoral Education for the Knowledge Society. Dordrecht: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-89713-4

Shmatko N., Katchanov Yu., Volkova G. (2020) The Value of PhD in the Changing World of Work: Traditional and Alternative Research Careers. Technological Forecasting & Social Change, vol. 152, March, Article no 119907. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2019.119907

Slepykh V.I, Lovakov A.V., Yudkevich M.M. (2022) Akademicheskaya karʾera posle zashchity kandidatskoy dissertatsii na primere chetyryokh otrasley rossijskoy nauki [Research Career after Thesis Defence: The Case of Four Fields of Study in Russia]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 4, pp. 260–297. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-260-297

Terentiev E.A., Bekova S.K., Maloshonok N.G. (2018) Krizis rossijskoy aspirantury: istochniki problem i vozmozhnosti ikh preodoleniya [The Crisis of Postgraduate Studies in Russia: What Bears Problems and How to Overcome Them]. University Management: Practice and Analysis, no 5, pp. 54–66. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.05.049

Terentev E.A., Kuzminov Ya.I., Froumin, I.D. (2021) Nauka bez molodezhi? Krizis aspirantury i vozmozhnosti ego preodoleniya [Science without Youth? The Crisis of Doctoral Education and the Possibilities of Overcoming It]. Moscow: HSE.

Teslenko V.A., Melnikov R.M. (2020) Perspektivy razvitiya industrial'noy aspirantury v Rossii [Prospects for Collaborative Industrial Doctoral Education in Russia]. Vysshee obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia, no 5, pp. 157–167. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-157-167

Usher R. (2002) A Diversity of Doctorates: Fitness for the Knowledge Economy? Higher Education Research and Development, vol. 21, no 2, pp. 143–153. https://doi.org/10.1080/07294360220144060

Volkova G.L. (2019) Nepreryvnoe obrazovanie rossijskikh inzhenerov: uroven' zainteresovannosti i strategii uchastiya [Lifelong Learning of Russian Engineers: Level of Involvement and Participation Strategies]. Inzhenernoe obrazovanie, no 25, pp. 15–26.

Zhuchkova S.V. (2022) Kak ustroen priem v aspiranturu v rossijskikh vuzakh? [How Is Doctoral Students’ Admission Arranged at Russian Universities?]. University Management: Practice and Analysis, no 2, pp. 92–104. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.02.015

Опубликован
2023-12-27
Как цитировать
БедныйБорис, Николай Рыбаков, и ХодееваНадежда. 2023. «К вопросу о востребованности профессиональной аспирантуры в России: анализ данных о защитах диссертаций в технических науках». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь). https://doi.org/10.17323/vo-2023-16712.
Выпуск
Раздел
Исследовательские статьи