Дефицитные профессиональные компетенции в ведущих научных коллективах Уральского федерального округа
Аннотация
В настоящее время оценка и учет потребностей отечественных научных и производственных организаций в научных кадрах и их компетенциях не осуществляются системно, в результате усиливается разрыв между существующим и необходимым уровнем развития человеческого капитала. С целью определения компетенций, дефицит которых имеет место в ведущих научных организациях Уральского федерального округа, разрабатывающих перспективные производственные технологии, проведен анализ публикационной активности сотрудников этих организаций, построены библиографические карты с целью идентификации научных коллективов, проведена серия глубинных интервью с руководителями научных коллективов, проанализирована база данных вакансий на платформе HeadHunter. В результате проведенного исследования разработана методология и выявлены ведущие научные коллективы УрФО, обладающие уникальными научными и технологическими компетенциями в сфере перспективных технологий, и руководители научных коллективов, определены дефицитные компетенции молодых ученых, а также сформирован перечень дефицитных компетенций на основании обработки требований к открытым вакансиям в компаниях на территории УрФО на платформе HeadHunter. Сформированы пулы дефицитных компетенций для научного и производственного секторов, работающих по тематикам перспективных производственных технологий. Выявление дефицитных и востребованных профессиональных компетенций в ведущих научных коллективах УрФО может послужить основой для принятия решений по совершенствованию образовательных программ вузов, с тем чтобы обеспечить соответствие уровня подготовки специалистов запросам научно-исследовательского сектора УрФО.
Скачивания
Литература
Bondarev V.P., Boichenko O.V. (2010) Naukometricheskaya kharakteristika nauchno-issledovatel´skoy laboratorii erozii pochv i ruslovykh protsessov imeni N.I. Makkaveeva [Scientometric Review of the Makkaveev Laboratory of Soil Erosion and Fluvial Processes]. Proceedings of the Annual Makkaveev Workshop (2010, December, 6, Moscow) (eds K.M. Berkovich, G.A. Larionov, R.S. Chalov), Moscow: MAKS, pp. 12–28.
Deloitte Access Economics (2017) Soft Skills for Business Success. Available at: https://exed.annenberg.usc.edu/sites/default/files/deloitte-au-economics-deakin-soft-skills-business-success-170517-2.pdf (accessed 20 October 2023).
Deming D., Kahn L.B. (2018) Skill Requirements across Firms and Labor Markets: Evidence from Job Postings for Professionals. Journal of Labor Economics, vol. 36, Suppl. 1, pp. 337–369, https://doi.org/10.1086/694106
Devyatkin D.А., Shvets A.V, Tikhomirov I.A. (2016) Vyyavlenie napravleniy issledovaniy i nauchnykh kollektivov na osnove analiza polnotekstovykh kollektsiy nauchnykh publikatsiy [Identifying Research Areas and Research Teams Based on Full-Text Analysis of Research Papers Collections]. Proceedings of the Second World Professional Forum "The Book. Culture. Education. Innovation" ("Crimea-2016") (2016, June 04–12, Sudak), pp. 302–306.
Dondi M., Klier J., Panier F., Schubert J. (2021) Defining the Skills Citizens Will Need in the Future World of Work. Available at: https://www.mckinsey.com/industries/public-sector/our-insights/defining-the-skills-citizens-will-need-in-the-future-world-of-work (accessed 20 October 2023).
Eurodoc (2018) Identifying Transferable Skills and Competences to Enhance Early-Career Researchers Employability and Competitiveness. Brussels: The European Council of Doctoral Candidates and Junior Researchers. Available at: http://eurodoc.net/news/2018/press-release-eurodoc-report-on-transferable-skills-and-competences (accessed 20 October 2023).
European Commission (2018) Proposal for a Council Recommendation on Key Competences for Lifelong Learning. Brussels: European Commission.
Fanelli D., Larivière V. (2016) Researchers’ Individual Publication Rate Has Not Increased in a Century. PloS one, vol. 11, no 3, Article no e0149504, https://doi.org/10.1371/journal.pone.0149504
Froumin I., Chechet Yu. (2017) Kompetentsii XXI veka v natsional´nykh standartakh shkol´nogo obrazovaniya. Analiticheskiy obzor v ramkakh proekta podgotovki mezhdunarodnogo doklada "Klyuchevye kompetentsii i novaya gramotnost´: ot deklaratsiy k real´nosti" [Competencies of the XXI Century in National Standards of School Education. Analytical Review within the Framework of the Project of Preparation of the International Report «Key Competencies and New Literacy: From Declarations to Reality»". Moscow: BF Charitable Foundation "Contribution to the Future", HSE.
Gudanowska A.E., Prieto-Alonso J., Törmänen A. (2018) What Competencies Are Needed in the Production Industry? The Case of the Podlaskie Region. Engineering Management in Production and Services, vol. 10, no 1, pp. 65–74. https://doi.org/10.1515/emj-2018-0006
Guzman A., Oliveros D., Mendoza M. (2017) Scientific Competencies: A Mechanism to Favour the Inclusion of Working Market Professionals. Journal of Baltic Science Education, vol. 16, no 2, pp. 175–187
Ignatiev V.P., Alekseeva T.E., Bogushevich I.P. (2019) Osnovnye printsipy aktualizatsii federal´nykh gosudarstvennykh obrazovatel´nykh standartov vysshego obrazovaniya [Basic Principals of Updating Federal State Education Standards of Higher Education]. Modern Problems of Science and Education, № 6.
Karavaeva E.V., Vorobieva O.V., Tyshkevich V.P. (2018) O razrabotke modeli formirovaniya issledovatel´skikh kompetentsiy vypusknikov program vysshego obrazovaniya [On the Creation of a Research Competencies Development Model for Higher Education Programs Graduates]. Vysshee Obrazovanie v Rossii / Higher Education in Russia, vol. 27, no 4, no 33–47.
Kashirin A.I., Baranov E.A., Kashirin P.A. (2019) Diversifikatsiya i unikal´nye tekhnologicheskie kompetentsii [Diversification and Unique Technological Competencies]. Innovations, №1(243), pp. 18–25.
Katz J.S., Martin B.R. (1997) What Is Research Collaboration? Research Policy, vol. 26, no 1, pp. 1–18, https://doi.org/10.1016/S0048-7333(96)00917-1
Khramoin I.V. (2016) Analiz dinamiki prioritetnykh napravleniy issledovaniy metodom klasterizatsii nauchnykh kollektivov v predmetno-frejmovom prostranstve [Analysis of Priority Research Areas Dynamics by Clustering Research Teams in Subject and Frame Area]. Vyyavlenie prioritetnykh nauchnykh napravleniy: mezhdistsiplinarny podkhod [Revealing High-Priority Research Fields: An Interdisciplinary Approach], Moscow: IMEMO RAN, pp. 114–119.
Newman M.E.J. (2004) Coauthorship Networks and Patterns of Scientific Collaboration. Proceedings of the National Academy of Sciences, vol. 101, Suppl. 1, pp. 5200–5205, https://doi.org/10.1073/pnas.0307545100
Oliveira O., Silva F., Juliani F., Barbosa L., Nunhes T. (2018) Bibliometric Method for Mapping the State-of-the-Art and Identifying Research Gaps and Trends in Literature: An Essential Instrument to Support the Development of Scientific Projects. Scientometrics Recent Advances (eds S. Kunosic, E. Zerem), London: IntechOpen, pp. 67–90. http://dx.doi.org/10.5772/intechopen.85856
Perianes-Rodríguez A., Olmeda-Gómez C., Moya-Anegón F. (2010) Detecting, Identifying and Visualizing Research Groups in Co-Authorship Networks. Scientometrics, vol. 82, no 2, pp. 307–319, https://doi.org/10.1007/s11192-009-0040-z
Scherbakova A.G., Soyunov A.S. (2017) Kompetentnostny podkhod v rossijskoy sisteme vysshego obrazovaniya [Competence Approach in the System of Higher Education]. Research and Scientific Electronic Journal of Omsk SAU, №3 (10). Available at: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/3/00458.pdf (accessed 25 October 2023).
Shvets A.V. (2016) Metod vyyavleniya nauchnykh kollektivov na osnove analiza bol´shikh massivov nauchno-tekhnicheskoy informatsii [A Method for Identifying Research Teams Based on Analysis of Massive Volumes of Research and Technology Data]. Vyyavlenie prioritetnykh nauchnykh napravleniy: mezhdistsiplinarny podkhod [Revealing High-Priority Research Fields: An Interdisciplinary Approach] (eds I.Ya. Kobrinskaya, V.I. Tischenko), Moscow: IMEMO RAN, pp. 103–109.
Tingcan M., Ruinan L., Guiyan O., Mingliang Y. (2018) A Research Team Identification Method Based on Relationship Analysis. Proceedings of the STI 2018 Conference (2018, September 12–14, Leiden, Netherlands), pp. 353–360.
Vesmanov D.S., Vesmanov S.V., Shevchenko P.V. (2016) Defitsit gumanitarnykh kompetentsiy v Moskve: opyt empiricheskogo issledovaniya [The Shortage of Humanitarian Competencies in Moscow: Experience of Empirical Research]. MCU Journal of Economic Studies, № 1, pp. 92–102.
Volgin A.D., Gimpelson V.E. (2022) Spros na navyki: analiz na osnove onlain-dannykh o vakansiyakh [Demand for Skills: Analysis Using Online Vacancy Data]. The HSE Economic Journal, vol. 26, no 3, pp. 343–374. https://doi.org/10.17323/1813-8691-2022-26-3-343-374
Voronov S.A. (2017) Kompetentsiya i kompetentnpst´ kak kategorii deyatel´nosti: skhodsyva i razlichiya v ponimanii [Competency and Competence as Categories: Similarities and Differences in Understanding]. Historical and Social-Educational Idea, vol. 9, no 6–1, pp. 165–172. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-165-172
Wagner C.S., Whetsell T.A., Leydesdorff L. (2017) Growth of International Collaboration in Science: Revisiting Six Specialties. Scientometrics, vol. 110, no 3, pp. 1633–1652, https://doi.org/10.1007/s11192-016-2230-9