Социология урока: дискурсивная организация результативных учительских практик

  • Павел Сергоманов Академическая лаборатория (ООО «СберОбразование») https://orcid.org/0000-0003-0840-0474
  • Михаил Мальцев Академическая лаборатория (ООО «СберОбразование»); НИУ ВШЭ https://orcid.org/0000-0002-7650-0293
  • Надежда Бысик Академическая лаборатория (ООО «СберОбразование»)
  • Вадим Бекетов Академическая лаборатория (ООО «СберОбразование») https://orcid.org/0000-0003-2397-0301
  • Рустам Байбурин Академическая лаборатория (ООО «СберОбразование»); Лицей НИУ ВШЭ https://orcid.org/0000-0002-4388-6513
Ключевые слова: социология школьной жизни, школа, этнографические методы в исследовании образования, результативные учительские практики, дискурс-анализ

Аннотация

Авторы предлагают рассмотреть результативные учительские практики, т.е. практики, способствующие академической успеваемости и благополучию учеников, в их социальной проекции. В отличие от традиционных оценок педагогического мастерства с точки зрения соответствия нормам и профессиональным стандартам, в статье представлено социологическое измерение работы учителя: исследование сфокусировано на том, как устроена социальная ткань урока, какие практики задействуют учителя для повышения результатов учащихся, каким образом организуют класс как социальную общность. Материалом для анализа результативных учительских практик стали сплошные видеозаписи уроков (N = 74), проведенных 11 учителями в 5–8-х классах четырех неселективных академически успешных общеобразовательных школ в региональных центрах России. В качестве метода анализа данных используется критический дискурс-анализ в версии Н. Фэркло, предполагающий разделение коммуникативного события на лингвистический, дискурсивный и социальный уровни. Характеристиками результативной учительской практики на лингвистическом уровне является использование маркеров контроля и заботы, а также переключение режимов атрибуции ответственности («я»/«мы»/«ты»/«вы»). На дискурсивном уровне констатируется: а) обращение к метафорам и системам оценки учеников, регулирующим ситуационный контекст; б) обозначение символических границ урока, нормализующее учебный процесс — проведение демаркационных линий между уроком и всем, что происходит за его пределами. Анализ результативных учительских практик на социальном уровне приводит авторов к выводу, что существенной частью и условием результативности является контроль структурной целостности урока. Результаты статьи могут быть использованы в программах профессионального развития учителей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Akhmetzyanova G.M. (2020) Upravlenie professionalʾnym razvitiem pedagogicheskogo kollektiva shkoly [Management of Professional Development of Pedagogical Team of School]. Shkolʾnye tekhnologii, no 3, pp. 19–25.

Anderson J., Taner G. (2022) Building the Expert Teacher Prototype: A Metasummary of Teacher Expertise Studies in Primary and Secondary Education. Educational Research Review, vol. 38, no 3, Article no 100485. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2022.100485

Avdeeva S.M., Uvarov A.Yu., Tarasova R.V. (2022) Tsifrovye tekhnologii v shkole i informatsionno-kommunikatsionnaya kompetentnost’ uchashchikhsya [Digital Transformation of Schools and Student’s Information and Communication Literacy]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 1, pp. 218–243. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-218-243

Aygunova O.A., Ilʾicheva S.A., Lesin S.M., Mkrtchyan V.A., Salikova E.M.V. (2018) Metod analiza videozapisey uchebnykh zanyatiy kak instrument otsenivaniya professionalʾnoy deyatelʾnosti uchitelya [The Method of Analyzing Video Recordings of Training Sessions as a Tool for Evaluating the Professional Activity of a Teacher]. Interaktivnoe obrazovanie, no 1–2, pp. 52–56.

Bysik N.V., Evtyuhova V.S., Pinskaya M.A. (eds.) (2017) Ya – effektivnyj uchitel': kak motivirovat' k uchebe i povysit' uspeshnost' «slabykh» uchashchikhsya: uchebno-metodicheskoe posobie [I Am an Effective Teacher: How to Motivate to Study and Increase the Success of "Weak" Students: A Teaching Aid]. Moscow: Universitetskaya kniga.

Dale M.E., Godley, A.J., Capello S.A., Donnelly P.J., D’Mello S. K., Kelly S. P. (2022) Toward the Automated Analysis of Teacher Talk in Secondary ELA Classrooms. Teaching and Teacher Education, vol. 110, no 3, Article no 103584. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103584

Dewey J. (1999) Demokratiya i obrazovanie [Democracy and Education]. Moscow: Pedagogika.

Dudley P. (2013) Teacher Learning in Lesson Study: What Interaction-Level Discourse Analysis Revealed about How Teachers Utilized Imagination, Tacit Knowledge of Teaching and Fresh Evidence of Pupils Learning, to Develop Practice Knowledge and so Enhance Their Pupils' Learning. Teaching and Teacher Education, vol. 34, pp. 107–121. https://doi.org/10.1016/j.tate.2013.04.006

Elkonin D.B., Dragunova T.V. (1967) Vozrastnye i individualʾnye osobennosti mladshikh podrostkov [Age and Individual Characteristics of Younger Adolescents]. Moscow: Prosveshchenie.

Fairclough N. (1989) Language and Power. London: Longman.

Federiakin D. A., Larina G. S., Kardanova E. Yu. (2021) Izmerenie bazovoy matematicheskoy gramotnosti v nachal’noy shkole [Measuring Basic Mathematical Literacy in Elementary School]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 2, pp. 199–226. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-2-199-226

Foucault M. (2018) Nadziratʾ i nakazyvatʾ. Rozhdenie tyurʾmy [Discipline and Punish: The Birth of the Prison]. Moscow: Ad Marginem.

Gavrilenko P.A. (2022) Izmeneniya v predstavleniyakh i praktikakh shkolʾnykh uchiteley kak osnova dlya samostoyatelʾnogo deystviya podrostka [Changes in the Beliefs and Practices of School Teachers as the Basis for Independent Action of Adolescents. Institutional Approach]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie / Psychological Science and Education, vol. 27, no 3, pp. 39–49. https://doi.org/10.17759/pse.2022270304

Goffman E. (2019) Totalnye instituty: ocherki o sotsialʾnoy situatsii psikhicheski bolʾnykh patsientov i prochikh postoyalʾtsev zakrytykh uchrezhdeniy [Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates]. Moscow: Elementary Forms Press.

Jackson P.W. (2016) Zhiznʾ v klasse [Life in Classrooms]. Moscow: HSE.

Jansen S., Knippels M.C.P.J., van Joolingen W.R. (2021) Lesson Study as a Research Approach: A Case Study. International Journal for Lesson & Learning Studies, vol. 10, no 3, pp. 286–301. https://doi.org/10.1108/IJLLS-12-2020-0098

Jorgensen M., Phillips L. (2008) Diskurs-analiz. Teoriya i metod [Discourse Analysis as Theory and Method]. Kharkov: Humanitarian Centre.

Kanonire T.N., Uglanova I.L., Kulikova A.A. (2022) Monitoring subʾektivnogo blagopoluchiya v shkole: otsenka v ramkakh sovremennoy teorii testirovaniya [Monitoring Subjective Well-Being in School: Assessment in the Framework of Modern Testing Theory]. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, no 4, pp. 247–272. https://doi.org/10.14515/monitoring

Lakoff G., Johnson M. (2004) Metafory, kotorymi my zhivem [Metaphors We Live By], Moscow: Editorial URSS.

Molina E., Melo Hurtado C.E., Pushparatnam A., Wilichowski T.M. (2019) Teach: Observer Manual. Washington, D.C.: World Bank Group.

Piaget J. (2008) Rech i myshlenie rebenka [The Language and Thought of the Child]. Moscow: Rimis.

Polivanova K., Bochaver A., Nisskaya A. (2017) Vzroslenie pyatiklassnikov: 1960-e vs 2010-e [Fifth-Graders Moving into Adulthood: The 1960s vs. the 2010s]. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 2, pp. 185–205. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-185-205

Semenov A. (2020) Rezulʾtativnoe obrazovanie rasshirennoy lichnosti v prozrachnom mire na tsifrovoy platforme [Productive Education of Extended Human in the Transparent World on Digital Platform]. The Herzen University Conference on Psychology in Education, no 3, pp. 590–596. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-27

Sergomanov P.A. (1997) Soderzhanie i dinamika konfliktov ucheniya-obucheniya v mladshem shkol'nom vozraste [The Сontent and Dynamics of Learning Conflicts in Primary School Age] (PhD Thesis), Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State University.

Sergomanov P.A., Bysik N.V. (2022) Uchitel'skie praktiki: issledovaniya i ikh platformizatsiya v tsifrovuyu epokhu [Teaching Practices: Research and Its Platformization in the Digital Age]. Obrazovatel'naya politika, no 1(89). https://doi.org/10.22394/2078−838Х−2022−1−54−65

Sorokin P.S., Froumin I.D. (2020) Problema ˮstruktura/dejstvieˮ v XXI v.: izmeneniya v sotsialʾnoy realʾnosti i vyvody dlya issledovatelʾskoy povestki [“Structure-Agency” Problem in the XXI Century: Social Development and Research Implications]. Sotsiologicheskie Issledovaniia / Sociological Studies, no 7, pp. 27–36. https://doi.org/10.31857/S013216250009571-1

Swain J. (2006) An Ethnographic Approach to Researching Children in Junior School. International Journal of Social Research Methodology, vol. 9, no 3, pp. 199–213. https://doi.org/10.1080/13645570600761346

Sychev O.A., Gordeeva T.O., Lunkina M.V., Osin E.N., Sidneva A.N. (2018) Mnogomernaya shkala udovletvorennosti zhiznʾyu shkolʾnikov [Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie / Psychological Science and Education, vol. 23, no 6, pp. 5—15. https://doi.org/10.17759/pse.2018230601

Udehn L. (2002) The Changing Face of Methodological Individualism. Annual Review of Sociology, vol. 28, pp. 479–507. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.28.110601.140938

Vygotsky L.S. (2011) Myshlenie i rech' [Thinking and Speech]. Moscow: AST Astrel’.

Опубликован
2023-04-18
Как цитировать
СергомановПавел, МальцевМихаил, Надежда Бысик, Бекетов Вадим, и Рустам Байбурин. 2023. «Социология урока: дискурсивная организация результативных учительских практик». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (апрель), 191-218. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-1-191-218.
Выпуск
Раздел
Исследовательские статьи