Оценивание достижений школьников в традиционной и развивающей системах обучения: психолого-педагогический анализ

  • Тамара Гордеева МГУ им. М. В. Ломоносова
  • Олег Сычев Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина
  • Анастасия Сиднева МГУ им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова: школьное обучение, учебная мотивация, развивающее обучение, система оценивания, традиционное обучение, настойчивость, отметки

Аннотация

Представлен теоретический анализ двух наиболее распространенных в отечественных школах систем оценивания знаний и умений — традиционных отметок и оценивания в рамках развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, предполагающего введение системы критериев разного типа, процедур самооценивания, взаимного оценивания, неакцентирование результатов оценивания и сравнения детей.
Проведены два эмпирических исследования на выборке учащихся начальных классов. С помощью проективной методики («Три желания волшебнику» и «Три вопроса мудрецу») оценивалась степень обеспокоенности оценками у школьников 3–4‑х классов, обучающихся по традиционной системе (ТО) и по развивающей (РО). Результаты контент-анализа спонтанных желаний детей и их вопросов мудрецу (N(ТО) = 327, N(РО) = 153) показывают, что дети из традиционных классов сильнее озабочены школьными оценками, чем дети из классов развивающего обучения, и только в традиционных классах были ответы, акцентировавшие формальные оценки и достижения в ущерб содержательным результатам.
Во втором исследовании анализировалась связь школьных оценок с показателями учебной настойчивости, мотивации и самооценки (N(ТО) = 309, N(РО) = 78). Установлено, что оценки могут иметь разный смысл и занимать разное место в структуре внутренней и внешней учебной мотивации, обладая разной мотивирующей функцией у детей, которые обучаются с использованием разных систем оценивания знаний.
Полученные результаты свидетельствуют в пользу построения школьного оценивания в логике системы развивающего обучения, более дифференцированной, содержательной и объективной, изначально осуществляемой совместно с ребенком, поддерживающей ценности поиска, инициативности, самостоятельного мышления и коллективных дискуссий, в меньшей степени акцентирующей внешний контроль и старательность.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-03-16
Как цитировать
Гордеева, Тамара, Олег Сычев, и Анастасия Сиднева. 2021. «Оценивание достижений школьников в традиционной и развивающей системах обучения: психолого-педагогический анализ». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 213-36. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-213-236.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования