Обратная связь в обучении глазами российских подростков

  • Анастасия Азбель Санкт-Петербургский государственный университет
  • Леонид Илюшин Санкт-Петербургский государственный университет
  • Полина Морозова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: общее образование, полевое исследование, подростки, коммуникативная компетентность, feedback literacy, обратная связь в школе, анкетное интервью

Аннотация

При всей очевидной значимости феномена обратной связи для школьной практики существует дефицит научного анализа специфического отношения к обратной связи самих учеников. Проведено исследование актуальных границ понимания и восприятия подростками — учащимися 9–11‑х классов обратной связи как инструмента образования. Констатирующее исследование представляло собой анонимное письменное анкетирование с открытыми вопросами. 703 подростка из крупных российских городов отвечали на вопросы, как они понимают словосочетание «обратная связь», какую обратную связь они хотели бы получать и какую получают от учителя. Полевое исследование предусматривало включенное наблюдение и анализ ситуаций проявления обратной связи в рамках образовательной программы для одаренных школьников (n = 140). Большинству школьников проблематика, связанная с обратной связью, в целом понятна, но обратную связь они воспринимают как ресурс, которым пользуется учитель, а не они сами. В суждениях об обратной связи подростки интуитивно опираются на «бихевиоральный» или «экзистенциальный» концепт. В первом случае она воспринимается только как внешний стимул и связанная с ним реакция. Во втором случае обратная связь рассматривается как инструмент организации диалога, проявления поддержки, заинтересованного общения, развития отношений, прямого или косвенного запроса на оценку или помощь. Формирование более сложной трактовки данного понятия обусловлено опытом участия подростков в ситуациях сопровождения и сотрудничества, проживания ими потребности в диалоге с учителем или тьютором.
Поскольку выборка исследования не была репрезентативной, выводы следует считать предварительными. Тем не менее они позволяют проектировать дальнейшее изучение грамотности применения обратной связи (feedback literacy) в российском школьном образовании.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-03-16
Как цитировать
Азбель, Анастасия, Леонид Илюшин, и Полина Морозова. 2021. «Обратная связь в обучении глазами российских подростков». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 195-212. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-195-212.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования