Вызовы образованию в условиях пандемии: Обзор исследований

  • Надежда Радина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Юлия Балакина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: неравенство в образовании, дистанционное обучение, онлайн-образование, COVID‑19, пандемия, изоляция, обучение врачей

Аннотация

Обзор результатов научных исследований влияния пандемии COVID‑19 на системы образования и их реакции на карантинный режим деятельности осуществлен в сопоставлении с данными международных организаций, непрерывно осуществляющих мониторинги систем образования. Международные организации констатируют нарушение традиционного протекания образовательного процесса и вынужденный переход на дистанционные формы обучения в условиях пандемии. В научных исследованиях анализируются доступность онлайн-образования, альтернативные средства дистанционного обучения, а также влияние пандемии на состояние университетов: финансовые трудности, ограничивающие возможности нового строительства, оказания социальной помощи студентам и выделения стипендий, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, организации исследований. Условия пандемии обострили внимание к теме неравенства в образовании, усилившегося с вынужденным переходом на онлайн-обучение. В частности, исследователи анализируют положение наиболее уязвимых групп учащихся, таких как дети из семей с низкими доходами, из семей мигрантов, а также учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Наиболее мощный поток исследовательских работ среди обусловленных «пандемической реальностью» составляют проекты, направленные на изучение цифровизации образования. В ряде публикаций обсуждается не просто переход на дистанционные цифровые технологии, а реальный технологический поворот, позволяющий использовать уникальные возможности цифровых технологий, что особенно важно при обучении студентов медицинских специальностей.
Особенностью научного дискурса в сравнении с дискурсом международных экспертных и аналитических документов о проблемах образования в условиях пандемии COVID‑19 являются теоретические поиски. Изучение произошедших изменений образовательного процесса позволяет реконструировать прямые и косвенные, а также латентные угрозы пандемии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-03-16
Как цитировать
Радина, Надежда, и Юлия Балакина. 2021. «Вызовы образованию в условиях пандемии: Обзор исследований». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 178-94. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-178-194.
Выпуск
Раздел
Влияние пандемии Covid-19 на образование