Пандемия как вызов развитию сети вузов в России: дифференциация или кооперация?

  • Виктор Кокшаров Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б.Н. Ельцина
  • Даниил Сандлер Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б.Н. Ельцина
  • Павел Кузнецов Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б.Н. Ельцина
  • Александр Клягин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Олег Лешуков Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: система высшего образования, вертикальная дифференциация, влияние пандемии на высшее образование, сеть организаций высшего образования

Аннотация

Неизбежным эффектом политики последних двух десятилетий в области высшего образования в Российской Федерации стало, с одной стороны, появление новых университетов-лидеров, в том числе за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, с другой — усиление вертикальной дифференциации системы высшего образования. При этом неоднородность образовательных мощностей имеет выраженный региональный аспект, что оказывает значительное отсроченное влияние на ресурсы социально-экономического развития в регионах. Разница в потенциале университетов повлияла на возможности адаптации образовательных, научных и управленческих процессов к условиям пандемии, соответственно увеличился разрыв в качестве образовательного и исследовательского результата между вузами. В отдельных регионах может возрасти отток талантливой молодежи в ведущие и даже просто в столичные вузы, и результатом будут ограничения на перспективы социально-экономического развития субъектов РФ.
Пандемия послужила катализатором обсуждений данной проблемы, продемонстрировала готовность университетов к совместным действиям. Возникли предпосылки для проведения политики, направленной на формирование кооперационной сети вузов и их стейкхолдеров, что позволит сократить межвузовскую дифференциацию, стимулировать трансфер опыта и компетенций вузов внутри системы высшего образования.
В статье проанализированы основные характеристики вертикальной дифференциации в секторе высшего образования в РФ, которые сложились на момент возникновения пандемии и способствовали успеху перехода на дистанционные методы обучения в одних университетах и неудаче в других. Рассмотрено влияние карантинных мер и их экономических последствий на вузы разных типов. Обсуждаются направления работы и конкретные меры по расширению кооперации между университетами и вовлечению стейкхолдеров в развитие вузов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-03-16
Как цитировать
Кокшаров, Виктор, Даниил Сандлер, Павел Кузнецов, Александр Клягин, и Олег Лешуков. 2021. «Пандемия как вызов развитию сети вузов в России: дифференциация или кооперация?». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 52-73. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-52-73.
Выпуск
Раздел
Влияние пандемии Covid-19 на образование

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)