Образование в интересах устойчивого развития: «рефлексии» как инструмент формирования компетенций

  • Габриэле Шрюфер Университет Байройта
  • Катя Вренгер Университет Мюнстера
  • Имме Линдеманн Университет Мюнстера
Ключевые слова: образование в интересах устойчивого развития, проектный метод, проектное обучение, компетенции для трансформирующего обучения, системное мышление

Аннотация

Глобализованный мир ставит человека перед множеством вызовов, для ответа на которые еще на этапе школы необходимо выработать соответствующие компетенции. Сформировать их — задача образования в интересах устойчивого развития. В Германии основное внимание в этом контексте направлено на развитие системного мышления и компетенции оценивания. В конструктивистской модели обучения навыки, на развитие которых направлено образование в интересах устойчивого развития, формируются с использованием цифровых средств в преподавании. Описан метод интерактивного обучения, в основе которого лежит проектный подход и создание так называемых рефлексий. «Рефлексии» — это истории для размышления, своего рода сценарии, с помощью которых можно моделировать реальные ситуации. Учащимся предлагают историю, ее необходимо проанализировать и принять аргументированное решение по проблеме, которой она посвящена. Каждое решение влечет за собой те или иные последствия, которые, в свою очередь, являются отправными точками для дальнейших решений. Используя аудиоматериалы, иллюстрации и текстовые материалы, учащиеся должны взвешивать многочисленные факторы, оказывающие влияние на развитие ситуации, и принимать сложные и неочевидные решения. Используемая в качестве примера «рефлексия» посвящена проблеме изменения климата. На первом этапе разработкой методических материалов и моделей взаимодействия занимались ученые и эксперты. Затем к созданию «рефлексии» подключили преподавателей и стали апробировать новые методические материалы в классе. В статье описаны результаты применения «рефлексии» на занятиях в старших классах школы и определены критерии формирования компетенций, на развитие которых направлено образование в целях устойчивого развития. На занятиях учащиеся проявляли высокую заинтересованность, поскольку для выполнения заданий они должны были самостоятельно принимать решения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-06-17
Как цитировать
Шрюфер, Габриэле, Катя Вренгер, и Имме Линдеманн. 2020. «Образование в интересах устойчивого развития: „рефлексии“ как инструмент формирования компетенций». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 152-74. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-2-152-174.
Выпуск
Раздел
Конференция«Инновации в методах обучения и профессиональной подготовке учителей»