Влияют ли характеристики системы среднего образования на успешность выпускников в послешкольной жизни

  • Марк Агранович Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Центр мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС
Ключевые слова: среднее образование, среднее профессиональное образование, региональные системы образования, показатели образования, NEET, корреляционный анализ

Аннотация

В последние годы наметился рост интереса к сравнительным исследованиям региональных образовательных систем, обусловленный как возможностью постановки новых исследовательских задач, так и потребностями образовательной политики. Исследования в этой области посвящены главным образом дифференциации учебных достижений и равенству доступа к образованию. В предлагаемой статье рассматривается связь показателей региональных образовательных систем с успешностью выпускников в послешкольной жизни, оцениваемой через долю населения соответствующего возраста, которое не учится и не работает (NEET). При оценке корреляционных связей учитывалось влияние на показатели образования внешних социально-экономических факторов, таких как валовой региональный продукт в расчете на одного жителя и уровень урбанизации.
Проведен корреляционный и регрессионный анализ индикаторов образования, социально-экономических показателей и NEET по субъектам Федерации. Выявлены статистически значимые связи NEET с показателями, характеризующими участие населения в образовании, организацию учебного процесса, условия обучения, ресурсы и финансирование образования, структуру педагогического корпуса. Не менее важным результатом проведенного исследования является установленное отсутствие связи между успешностью выпускников в послешкольной жизни и рядом показателей образования, играющих существенную роль в современной российской образовательной политике.
Представленные данные могут служить основой для выработки образовательной политики на региональном уровне и не предназначены для оценки и, тем более, рейтингования региональных образовательных систем.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-09-18
Как цитировать
Агранович, Марк. 2020. «Влияют ли характеристики системы среднего образования на успешность выпускников в послешкольной жизни». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 188-213. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-3-188-213.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования