Личностные характеристики учащихся резильентных и неблагополучных школ: разные дети или разные школы

  • Роман Звягинцев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: образовательная политика, образовательное неравенство, академическая резильентность, школы в сложных условиях, личностные характеристики учащихся

Аннотация

Одно из главных проявлений образовательного неравенства — наблюдаемая по всему миру существенная разница в академических результатах между учащимися и образовательными организациями в зависимости от их социально-экономического статуса. Однако есть школы, показывающие высокие академические результаты в сложных условиях, — резильентные школы. В поисках ответа на вопрос, чем может быть обусловлена академическая успешность таких школ, автор сравнивает личностные характеристики учащихся таких школ с характеристиками учащихся школ, показывающих низкие академические результаты в столь же сложных условиях. Эмпирические данные собраны в Ленинградской области в 2019 г.: сведения об академических результатах и социально-экономическом статусе школ, а также о личностных характеристиках учащихся, традиционно ассоциируемых с резильентным поведением. Личностные черты оценивались с помощью шкалы индивидуальной академической резильентности ARS‑30, субшкалы учебной мотивации, шкал настойчивости и самоконтроля. Работоспособность этих опросников проверялась конфирматорным факторным анализом.
Установлено, что учащиеся резильентных и нерезильентных школ не различаются по личностным характеристикам. Таким образом, подтверждены данные, полученные в предыдущих исследованиях и свидетельствующие о том, что академическая резильентность — результат внутришкольных стратегий, внешней и внутренней образовательной политики школы, мер и практик повышения школьной эффективности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-09-21
Как цитировать
Звягинцев, Роман. 2021. «Личностные характеристики учащихся резильентных и неблагополучных школ: разные дети или разные школы». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 33-61. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-33-61.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования