Инклюзивное образование в пространстве постсоциализма: сравнительный анализ родительской удовлетворенности

  • Никита Большаков Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Екатерина Долгова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, инвалидность, удовлетворенность родителей, постсоветское пространство, распад СССР

Аннотация

После распада СССР образовательные системы бывших союзных республик развиваются независимо друг от друга и имплементируют в практику новые правовые и профессиональные нормы. Многие из этих норм имеют универсальный характер, в частности принятие инклюзии и обеспечение равенства доступа к образованию для всех категорий населения, в особенности доступа к среднему и высшему образованию для детей с различными формами инвалидности. 
В данном исследовании на основании результатов опроса родителей школьников в Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, России, Таджикистане, Узбекистане и Украине оценивается удовлетворенность родителей детей с особыми образовательными потребностями и без таковых обучением их детей в инклюзивных школах. Сделан вывод о том, что родители относятся к инклюзивному образованию скорее положительно, причем как родители детей с инвалидностью, так родители детей, не имеющих особых образовательных потребностей, хотя основной запрос на инклюзивное образование исходит именно от родителей детей с инвалидностью. В большинстве стран опрошенные оценивают ситуацию в инклюзивных школах как небезупречную, в частности они не удовлетворены квалификацией учителей. Проведенное исследование свидетельствует о том, что страны постсоветского пространства крайне неоднородны по показателям родительской удовлетворенности инклюзивным образованием и находятся на разных этапах его развития.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2022-03-17
Как цитировать
Большаков, Никита, и Екатерина Долгова. 2022. «Инклюзивное образование в пространстве постсоциализма: сравнительный анализ родительской удовлетворенности». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 54-74. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-54-74.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования