Исследование представлений директоров российских школ о цифровых компетенциях участников образовательной системы

  • Андрей Дерябин Федеральный институт развития образования РАНХиГС при Президенте РФ; Новосибирский государственный технический университет
  • Илья Бойцов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Александр Попов Федеральный институт развития образования РАНХиГС при Президенте РФ; Московский городской педагогический университет; Новосибирский государственный технический университет
  • Павел Рабинович Институт общественных наук, РАНХиГС при Президенте РФ
  • Кирилл Заведенский Институт общественных наук, РАНХиГС при Президенте РФ
Ключевые слова: школа, учителя, образование, родители, цифровизация, цифровая трансформация, цифровые компетенции, учащиеся, обработка естественного языка

Аннотация

Проведено анкетирование директоров российских школ для выявления их представлений о требованиях, которые выдвигает цифровизация школы перед участниками образовательного процесса — учащимися, родителями, педагогами и администрацией. Получены ответы из 7189 школ, представляющих все федеральные округа России. Для анализа текстов использовались компьютерные методы обработки естественного языка. Ответы респондентов категоризованы в соответствии с Европейской рамкой технологических компетенций.
Ответы респондентов в целом отражают специфику применения информационных технологий в деятельности соответствующих групп участников образовательного процесса: для педагогов наиболее значимы подбор и распространение образовательного контента, для учеников — поиск информации и общение, для родителей — общение, контроль и безопасность, для руководителей — взаимодействие. Однако спектр цифровых компетенций, вменяемых респондентами каждой группе участников образовательного процесса, достаточно узок. Низкая частотность упоминания большинства категорий цифровых компетенций DigComp(Edu) позволяет судить о том, что у информантов слабо артикулированы представления о многих важных осях цифровых компетенций.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2021-09-21
Как цитировать
Дерябин, Андрей, Илья Бойцов, Александр Попов, Павел Рабинович, и Кирилл Заведенский. 2021. «Исследование представлений директоров российских школ о цифровых компетенциях участников образовательной системы». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 212-36. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-212-236.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования