Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования

  • Дмитрий Рогозин Центр полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
  • Ольга Солодовникова Центр полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
  • Анна Ипатова Центр полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, цифровая трансформация, онлайн-опрос, опрос профессорско-преподавательского состава, административный опрос, гибридная модель обучения, смешанная модель обучения, дистанционное образование

Аннотация

В абсолютном большинстве работ, посвященных изменениям в сфере высшего образования в связи с пандемией COVID-19, акцентируется внимание на проблемах, возникших перед студентами. Позиция профессорско-преподавательского состава, обеспокоенного умалением своей роли в изменяющемся в силу цифровой трансформации образовательном процессе, остается неартикулированной. 
Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с 2020 г. проводит мониторинг отношения профессорско-преподавательского состава вузов к изменениям, происходящим в сфере высшего образования. В основу статьи легли результаты трех волн исследования (выборка неслучайная, административная, двухпотоковая): проведенных в апреле 2020 г. (N = 33 987), в июне-июле 2020 г. (N = 27 484) и в апреле-мае 2021 г. (N = 26 334). Авторы отмечают общий положительный тренд в преподавательских настроениях: пик негодования в связи с введением дистанта пройден, отношение к онлайн-обучению стало более спокойным, ровным. По-прежнему большинство преподавателей отдают безусловное предпочтение традиционному очному формату обучения. В статье подробно рассмотрено отношение преподавателей к цифровой трансформации высшего образования, проанализированы нарративы. Наиболее перспективным направлением цифровой трансформации вузов преподаватели считают использование технологий смешанного обучения, в которых максимизируется польза классических и инновационных методик преподавания. Выделены факторы риска и возможности дальнейших цифровых инноваций в высшей школе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2022-03-18
Как цитировать
Рогозин, Дмитрий, Ольга Солодовникова, и Анна Ипатова. 2022. «Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 271-300. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-271-300.
Выпуск
Раздел
Проблемы онлайн-обучения