Стратегии работы с цифровым текстом для решения учебных читательских задач: Исследование методом вербальных протоколов

  • Мария Лебедева Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
Ключевые слова: читательская грамотность, цифровое чтение, метакогнитивные стратегии чтения, обучение цифровому чтению, онлайн-наблюдение, метод «мысли вслух»

Аннотация

Для успешной жизни и эффективного обучения в информационно насыщенном цифровом обществе необходимо уметь отбирать и интерпретировать цифровые тексты разных жанров, выбирать оптимальный способ взаимодействия с этими текстами, извлекать из них информацию и оценивать ее. Современные исследователи образования включают в структуру читательской грамотности умение работать с цифровыми текстами; в их работах смоделированы успешные результаты взаимодействия с цифровыми текстами. Однако важным и актуальным для системы образования остается вопрос о том, как прийти к этим результатам. Какие стратегии позволяют эффективно взаимодействовать с цифровыми текстами? Как обучать современных школьников этим стратегиям? 
Проведено исследование с целью выявления и классификации метакогнитивных стратегий, которые применяют при решении учебных задач на основе цифрового текста компетентные русскоязычные учащиеся основной школы. Исследование основано на анализе вербальных протоколов, полученных методом «мысли вслух», и на данных онлайн-наблюдения за действиями читателей на экране. Описаны и проанализированы семь групп стратегий цифрового чтения. Результаты исследования вносят вклад в фундаментальные знания о процессах, лежащих в основе эффективного цифрового чтения, и, следовательно, в развитие представлений об обучении и оценке читательской грамотности в цифровую эпоху.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2022-03-18
Как цитировать
Лебедева, Мария. 2022. «Стратегии работы с цифровым текстом для решения учебных читательских задач: Исследование методом вербальных протоколов». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 244-70. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-244-270.
Выпуск
Раздел
Проблемы онлайн-обучения