Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образователь­ных организациях и вузах

  • Илья Коршунов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Вера Пешкова Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
  • Наталья Малкова Московский политехнический уни­верситет
Ключевые слова: университеты, дополнительное профессиональное образование, обучение взрослых, учреждения среднего профессионального образования, успешные образовательные стратегии

Аннотация

На основе анализа откры­тых статистических данных исследу­ются успешные стратегии реализации программ дополнительного профес­сионального образования и обуче­ния взрослых организациями сред­него профессионального и высшего образования. Установлены отрасли, в которых применяется наибольшее количество успешных стратегий. Для организаций среднего профессио­нального образования такими отрас­лями являются медицина, нефтега­зодобыча и химическая переработка, транспорт, горнодобыча и металлур­гия, электротехника и связь, педагоги­ка, сфера услуг, архитектура и строи­тельство. В высшем образовании ак­тивнее всего реализуют программы дополнительного профессионально­го образования (ДПО) медицинские, многопрофильные, педагогические, экономико-правовые и политехниче­ские вузы. Установлена взаимосвязь между числом слушателей программ ДПО и объемом обучающихся по ос­новным профессиональным образо­вательным программам.

Реализация ДПО вносит вклад в повышение финансовой устойчи­вости организаций среднего профес­сионального образования. В обра­зовательных организациях отраслей нефтегазодобыча и химическая пе­реработка, медицина, электротехни­ка и энергетика, информатика и связь, а также в экономико-юридических об­разовательных организациях успеш­ные стратегии могут обеспечивать от 25 до 40% общего бюджета. Эф­фективной оказывается узкая про­фессионализация программ, взаи­модействие со стратегическими предприятиями, а роль интернет-ин­струментов продвижения услуг отно­сительно невелика. В крупных государственных универ­ситетах, несмотря на большую чис­ленность слушателей, реализация программ ДПО не вносит существен­ного вклада в финансовую устойчи­вость: составляет не более 5% обще­го бюджета вуза. Вместе с тем в ряде небольших организаций высшего об­разования (в региональных филиа­лах и негосударственных учреждени­ях) подготовка по программам ДПО может приносить более половины дохода. При этом именно статус уни­верситета является определяющим в привлечении слушателей. Изуче­ние стратегий образовательных ор­ганизаций высшего образования по­казывает, что недостаточное внима­ние к программам ДПО, реализуемым в интересах региональной промыш­ленности, связано с отсутствием по­казателей по данному виду услуг в со­ставе ежегодного мониторинга вузов, а также устоявшихся подходов к инте­грации программ ДПО и высшего об­разования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2019-03-21
Как цитировать
Коршунов, Илья, Вера Пешкова, и Наталья Малкова. 2019. «Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образователь­ных организациях и вузах». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 187-214. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-187-214.
Выпуск
Раздел
Практика