Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе

  • Наталья Иванова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Елена Попова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: инновации в вузе, сопротивление инновациям, причины сопротивления инновациям, профессиональная идентичность, организационная идентичность

Аннотация

Перед российскими вузами поставлена задача выйти на мировой уровень в развитии науки и образования, что обусловливает необходимость многочисленных инноваций. Персонал вузов состоит из высококвалифицированных специалистов,  одной из характеристик которых считается открытость новому. В то же время исследователи отмечают сопротивление инновациям со стороны профессорско-преподавательского состава. Существует традиция делить преподавателей вуза на две группы с точки зрения базовой идентификации: на тех, кто идентифицирует себя с организацией, и тех, кто привержен профессии. При этом cчитается, что приверженные профессии преподаватели в большей степени склонны  поддерживать инновации. Авторы доказывают, что обе идентификации могут стать фактором как сопротивления инновациям, так и активного продвижения инноваций. Сопротивление инновациям может быть обусловлено не столько характеристиками персонала, сколько масштабом и темпами изменений. В случае постоянных масштабных изменений разрушаются условия осуществления профессиональной деятельности, при этом персонал оказывается вынужден выбирать между организационной и профессиональной идентичностью, что вызывает у него сопротивление инновациям. В процессе реформ приобретает особую актуальность стоящая перед вузом задача удержать в организации профессионалов, поскольку они в первую очередь идентифицируют себя с профессиональным сообществом. Обсуждаются условия, при которых профессионал готов идентифицировать себя с организацией и при которых он готов поддерживать инновации.


Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-03-24
Как цитировать
Иванова, Наталья, и Елена Попова. 2017. «Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 184-206. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-184-206.
Выпуск
Раздел
Практика