Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации

  • Марина Барышникова Национальный фонд подготовки кадров
  • Елена Вашурина Казанский федеральный университет
  • Эльза Шарыкина Национальный фонд подготовки кадров
  • Ирина Чиннова Национальный фонд подготовки кадров
  • Юрий Сергеев Национальный фонд подготовки кадров
Ключевые слова: высшее образование, опорный университет, региональное развитие, целевая модель, модель трансформации, программа развития

Аннотация

По итогам экспертно-методической поддержки реализации программ развития опорных университетов в 2016–2017 гг. сформированы целевая модель опорного университе­та и четыре типовые модели трансфор­мации опорных университетов: техно­логический лидер в регионе, многопро­фильный региональный университет, лидер в отрасли (отраслевой универ­ситет), университет в трансграничном регионе. В статье приведены характе­ристики данных моделей, представлен анализ регионов, в которых распро­странены те или иные модели, и резуль­таты апробации моделей.

Показано, что университеты, относя­щиеся к категории опорных, развива­ются преимущественно в соответствии с двумя типовыми моделями: «много­профильный региональный универси­тет» (почти половина участников про­екта, относятся к группе классических университетов) и «технологический ли­дер в регионе» (треть опорных вузов, являются техническими вузами). При этом для большинства университетов прослеживается четкая взаимосвязь выбираемой модели трансформации с их текущим состоянием и характери­стиками внешней среды. Однако ряд ву­зов в силу особенностей их внешнеси­стемных и внутрисистемных факторов занимает промежуточное положение и не может быть однозначно отнесен к конкретной модели. Авторы счита­ют, что в этом случае вуз может ис­пользовать элементы нескольких мо­делей трансформации, но основопо­лагающим при выборе модели должен стать комплекс региональных факторов, определяющих место и роль опорного университета в рамках приоритетных направлений развития региона.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2019-03-21
Как цитировать
Барышникова Марина, Елена Вашурина, ШарыкинаЭльза, Ирина Чиннова, и Юрий Сергеев. 2019. «Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 1 (март), 8-43. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-8-43.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования