Страх влияния: к ранней истории советских языковых спецшкол (конец 1940-х — начало 1960-х годов)

  • Мария Майофис Институт общественных наук РАНХиГС
Ключевые слова: история советского образования, школы с углубленным изучением иностранных языков, поздний сталинизм, специальные школы, методика преподавания иностранных языков в школе

Аннотация

На основании опубликованных и архивных документов анализируется комплекс причин, которые подтолкнули советское руководство к созданию языковых спецшкол в конце 1940-х годов — в период, когда шла наиболее активная борьба с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом». Выпускники новых школ должны были восполнить острый недостаток специалистов со знанием иностранных языков, поэтому в языковых спецшколах особое внимание уделяли формированию устной речи, в то время как программа средних школ концентрировалась только на навыках чтения и перевода. Автор считает, что концепция языковых спецшкол была изначально внутренне противоречива, и рассматривает ограничения, которые вынужденно пришлось инкорпорировать в проект языковых школ: ресурсные, социальные, методические, идеологические. Эпоха «борьбы с космополитизмом» оставила свой отпечаток в методике преподавания: все учебные материалы должны были проходить через множество идеологических фильтров, так как советские руководители очень боялись, что изучение иностранных языков будет подспудно оказывать негативное влияние на учеников. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2016-06-28
Как цитировать
Майофис, Мария. 2016. «Страх влияния: к ранней истории советских языковых спецшкол (конец 1940-х — начало 1960-х годов)». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 286-310. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-2-286-310.
Выпуск
Раздел
Из истории образования