Готовы ли директора российских школ к работе в трансформационном режиме

  • Елена Ленская Московская высшая школа социальных и экономических наук
  • Ирина Брун Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: самооценка, директора школ, трансформационное лидерство, административная деятельность, руководство школой, подготовка к должности, педагогическое лидерство, управляющий совет, распределенное лидерство

Аннотация

На основании данных международного исследования TALIS‑2013, в котором Россия приняла официальное участие впервые, анализируются демографические характеристики, стаж и рабочая нагрузка директоров школ, их подготовка и возможности профессионального развития, условия работы, обязанности и приоритеты в деятельности. Обсуждается также участие директоров в оценивании работы учителей, делегирование ими властных полномочий по управлению школой, ресурсы, в которых нуждаются директора, и оценка ими положения в собственных школах. Исследование проходило в 14 регионах России, и, как выяснилось, лидерский потенциал в образовательных учреждениях этих регионов разный. Изменения, происходящие в системе образования (новый Федеральный закон «Об образовании», новые Федеральные государственные образовательные стандарты), требуют от директора работы в трансформационном режиме, но лишь немногие из респондентов справляются с этой задачей. Директора предпочитают «ручное управление» и взаимодействие с отдельными учителями, а не с их группами. Авторитаризм и нежелание делиться властью — наиболее значимые препятствия к осуществлению директорами школ трансформационного лидерства. Система подготовка кандидатов на должность директора школы в России пока не выстроена. Только в нескольких регионах до начала работы в новом качестве более 20% кандидатов прошли специальную подготовку, есть регионы, где таких не оказалось вообще. Настоятельной необходимостью является включение в систему профессиональной подготовки руководителей школ обучения приемам командообразования, навыкам делегирования полномочий и умению работать в режиме распределенного лидерства. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2016-06-28
Как цитировать
Ленская, Елена, и Ирина Брун. 2016. «Готовы ли директора российских школ к работе в трансформационном режиме». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 62-99. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-2-62-99.
Выпуск
Раздел
Учителя в школах Восточной и Центральной Европы, Кавказа, Средней Азии, Монголии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)