Субъективные инновации: педагогическое движение в условиях радикальных социальных изменений

  • Петр Сафронов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Ксения Сидорова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: история образования, инновационное педагогическое движение, субъективная эмансипация, субъективирование инноваций

Аннотация

Исследуются причины, по которым инновационное педагогическое движение, развернувшееся во второй половине 1980‑х годов, относительно быстро исчерпало первоначальный импульс и не стало устойчивым фактором институционального развития в России. На основе интервью с участниками инновационного движения, а также нарративного анализа материалов периодики и архивной документации авторы обосновывают тезис о преобладании в инновационном движении задачи субъективной эмансипации, усвоения культуры свободы над целями организационно-проектного управления. Показано, что педагогическое движение испытывало зависимость от организационных форм, встроенных в позднесоветский социальный порядок. Развитие инноваций происходило в рамках ситуаций особого типа: отдельные коллективы, выстроенные вокруг фигуры того или иного автора, были способны учреждать новое как субъективное достояние, но не могли его удерживать и развивать в институциализированных формах.


Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2016-09-20
Как цитировать
Сафронов, Петр, и Ксения Сидорова. 2016. «Субъективные инновации: педагогическое движение в условиях радикальных социальных изменений». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 224-37. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-3-224-237.
Выпуск
Раздел
Из истории образования