История искусства и археология в образовательном пространстве революционной России: два неизвестных проекта 1917 г.

  • Виталий Ананьев Санкт-Петербургский государственный университет
  • Михаил Бухарин Институт всеобщей истории РАН
Ключевые слова: высшее образование, учебные планы, преподавание, археология, история искусств, образовательные дискуссии, реформы высшего образования

Аннотация

Анализируются два проекта, составленные весной 1917 г. и связанные с реформой высшего гуманитарного образования в России. Они были посвящены организации преподавания всеобщей истории искусств и археологии в Петроградском университете и технических вузах. В представленных документах нашел отражение длительный процесс размежевания целого ряда дисциплин (классической филологии, истории искусства, археологии) и формирования собственного исследовательского и преподавательского поля каждой из них. Публикуются письмо выдающегося отечественного антиковеда С. А. Жебелева ученому секретарю Института истории искусств В. Н. Ракинту и записка авторитетного химика, знатока истории Санкт-Петербурга В. Я. Курбатова «О преподавании истории искусства в высших технических учебных заведениях» из фондов ЦГАЛИ СПб. Эти документы расширяют наши представления об истории реформирования высшей школы России в 1917–1922 гг., об окончательном размежевании истории искусств и археологии не только как академических дисциплин, но и как образовательных направлений. Письмо Жебелева и записка Курбатова характеризуют атмосферу в российской педагогической среде 1917–1922 гг., когда были возможны масштабные и эффективные реформы высшей школы. Некоторые из положений, высказанных в ходе анализируемой дискуссии и реализованных при формировании факультета общественных наук Петроградского университета, актуальны и в наши дни: акцент на практическое применение полученных знаний, полидисциплинарный подход в образовательном процессе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2018-09-19
Как цитировать
АнаньевВиталий, и Михаил Бухарин. 2018. «История искусства и археология в образовательном пространстве революционной России: два неизвестных проекта 1917 г.». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 268-86. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-3-268-286.
Выпуск
Раздел
Из истории образования