Возрастные особенности проявления дошкольниками инициативы в образовательной деятельности

  • Екатерина Клопотова Московский государственный психолого-педагогический университет
  • Елена Ягловская Московский государственный психолого-педагогический университет
Ключевые слова: дошкольное образование, детская инициатива, взаимодействие со взрослым, совместная деятельность, инициативные высказывания

Аннотация

Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление возрастных особенностей проявления дошкольниками инициативы в образовательной деятельности. Эмпирический материал получен с помощью невключенного наблюдения за совместным выполнением подгруппой детей под руководством взрослого различных продуктивных заданий. В общей сложности исследованием охвачены 480 дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет. Поскольку в дошкольном возрасте наиболее распространенной формой организации деятельности ребенка являются совместные со взрослым и сверстниками занятия, авторы предлагают рассматривать инициативу как проявления, направленные на участников таких занятий. Основные формы такой инициативы — вопросы и предложения ребенка, которые относятся к образовательному содержанию и обусловлены необходимостью координировать совместные действия. В результате анализа полученного эмпирического материала выявлена возрастная динамика и специфика проявления детьми инициативы в процессе взаимодействия со взрослым в образовательной деятельности. Установлено, что на протяжении всего дошкольного возраста происходит снижение количества инициативных высказываний детей, при этом меняется их направленность и содержание.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2019-09-16
Как цитировать
Клопотова, Екатерина, и Елена Ягловская. 2019. «Возрастные особенности проявления дошкольниками инициативы в образовательной деятельности». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (сентябрь), 224-37. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-3-224-237.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования