Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании

  • Алексей Бессуднов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Университет Эксетера (Великобритания)
  • Дмитрий Куракин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Валерия Малик Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: неравенство в образовании, высшее образование, лонгитюдные исследования, образовательные переходы

Аннотация

Широко распространено мнение, что по охвату населения высшим образованием Россия опережает большинство европейских стран. Мы показываем, что, по данным переписи населения 2010 г., лишь 34% россиян в возрасте от 25 до 34 лет имеют высшее образование. По этому показателю Россия близка к большинству восточноевропейских стран и несколько отстает от западноевропейских. Данные лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» подтверждают этот вывод: лишь около половины школьников, окончивших 9‑й класс в 2012 г., в 2015 г. учились в вузах. Массовизация высшего образования в России соответствует общеевропейскому тренду. В России, как и в других странах, в последние десятилетия меняется гендерный состав студентов: девушки поступают в вузы с большей вероятностью, чем юноши. Анализ социально-демографических характеристик учащихся с разными образовательными траекториями указывает на значительное социальное неравенство в российской системе образования. 84% детей родителей с высшим образованием поступают после школы в вузы. Среди детей родителей без высшего образования таких только 32%. Образовательной «развилкой», наиболее важной для формирования неравенства, является переход после 9‑го класса. Дети из менее социально привилегированных семей уходят на этой стадии в систему среднего профессионального образования. Образовательный переход после 11‑го класса менее важен: как минимум 80% учеников 10–11‑х классов впоследствии поступают в вузы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-10-04
Как цитировать
Бессуднов, Алексей, Дмитрий Куракин, и Валерия Малик. 2017. «Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (октябрь), 83-109. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-83-109.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)