Коллективное сопроизводство в российских школах

  • Светлана Суслова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: спрос на образовательные услуги, школы, гимназии, некоммерческие организации, лицеи, сопроизводство, автономные образовательные организации, школы с углубленным изучением предметов

Аннотация

Растущий спрос на качественные образовательные услуги, а также финансовые ограничения, с которыми сталкиваются бюджетные учреждения, порождают потребность в активном вовлечении в образовательный процесс родителей учащихся и других представителей местных сообществ для обеспечения школ дополнительными ресурсами. Одной из форм такой вовлеченности является создание некоммерческих организаций (НКО) с целью поддержки образовательного учреждения. В статье оцениваются масштабы коллективного сопроизводства в российском школьном образовании, а также исследуется наличие связи между институциональными характеристиками общеобразовательного учреждения и его взаимодействием с НКО. Исследование выполнено с использованием сведений Единого государственного реестра юридических лиц, содержащихся в системе СПАРК, сайтов управлений и департаментов образования муниципальных образований, открытых источников сведений о деятельности НКО, осуществляющих поддержку школ. Выявлены существенные межрегиональные различия в развитии коллективного сопроизводства в сфере школьного образования. В провинциальных городах этот процесс идет активнее, чем в мегаполисах: доля школ, для поддержки которых созданы НКО, во многих региональных центрах существенно выше, чем в столицах. В то же время в значительной части регионов таких НКО не обнаружено. Установлено, что с большей вероятностью НКО создаются для поддержки общеобразовательных учреждений с особым статусом (гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением предметов), т. е. в условиях более высокого спроса родителей на качественные образовательные услуги. При этом отсутствует связь между автономной формой образовательных учреждений и их участием в коллективном сопроизводстве. Возросшая независимость не стала в этих случаях стимулом для взаимодействия с НКО с целью привлечения внебюджетной поддержки.


Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2016-12-21
Как цитировать
Суслова, Светлана. 2016. «Коллективное сопроизводство в российских школах». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 4 (декабрь), 144-62. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-4-144-162.
Выпуск
Раздел
Практика