Нужна ли программа воспитания демократической школе?
Аннотация
Газман Олег Семенович (1936–1996) — кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией Центра педагогических инноваций. Адрес: Российская академия образования — Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8.
Анализируются толкования понятия «программа воспитания», существовавшие в период с 1950-х годов, когда в Академии педагогических наук РСФСР была создана первая подобная программа, до середины 1990-х годов.
Регулирование жизни детского коллектива на основании заранее составленных на федеральном уровне программ и планов определяется как свойство тоталитарных систем. В условиях открытого демократического общества «госзаказ на человека» может базироваться только на самых общих принципах и ориентирах. А установление конкретных целей и задач воспитания — сфера самоопределения педагогических коллективов.
Для максимального содействия саморазвитию личности ребенка как важнейшей образовательной задачи предлагается дифференцировать понятия его социализации и индивидуализации. На основании этого выделяются два соответствующих типа программирования: программы воспитания в контексте приобщения подрастающего поколения к национальным, общекультурным ценностям и к нормативному поведению; и программы педагогической поддержки индивидуального развития через помощь в преодолении препятствий к социально адекватному и самобытному развитию.
Программа воспитания может быть создана только как один из разделов общей программы образования личности. Целостная образовательная программа в рамках учебного плана включает обучение, воспитание и педагогическую поддержку, находящиеся в компетенции школы. Соответственно, и внеурочные программы, создаваемые в школах в рамках дополнительного образования (развития) учащихся, могут включать и собственно воспитательные подпрограммы, и подпрограммы поддержки.