Нужна ли программа воспитания демократической школе?

  • Олег Газман Center for Pedagogical Innovation, 8 Pogodinskaya St., Moscow, 119121, Russian Federation
Ключевые слова: школа, ценности, социализация, программы воспитания, социальный заказ, индивидуализация, личностное развитие, самоопределение

Аннотация

Газман Олег Семенович (1936–1996) — кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией Центра педагогических инноваций. Адрес: Российская академия образования — Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8.

Анализируются толкования понятия «программа воспитания», существовавшие в период с 1950-х годов, когда в Академии педагогических наук РСФСР была создана первая подобная программа, до середины 1990-х годов.

Регулирование жизни детского коллектива на основании заранее составленных на федеральном уровне программ и планов определяется как свойство тоталитарных систем. В условиях открытого демократического общества «госзаказ на человека» может базироваться только на самых общих принципах и ориентирах. А установление конкретных целей и задач воспитания — сфера самоопределения педагогических коллективов.

Для максимального содействия саморазвитию личности ребенка как важнейшей образовательной задачи предлагается дифференцировать понятия его социализации и индивидуализации. На основании этого выделяются два соответствующих типа программирования: программы воспитания в контексте приобщения подрастающего поколения к национальным, общекультурным ценностям и к нормативному поведению; и программы педагогической поддержки индивидуального развития через помощь в преодолении препятствий к социально адекватному и самобытному развитию.

Программа воспитания может быть создана только как один из разделов общей программы образования личности. Целостная образовательная программа в рамках учебного плана включает обучение, воспитание и педагогическую поддержку, находящиеся в компетенции школы. Соответственно, и внеурочные программы, создаваемые в школах в рамках дополнительного образования (развития) учащихся, могут включать и собственно воспитательные подпрограммы, и подпрограммы поддержки.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-10-19
Как цитировать
Газман, Олег. 2013. «Нужна ли программа воспитания демократической школе?». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (октябрь), 7-14. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-2-7-14.
Выпуск
Раздел
Образовательная политика