Риторика и повседневность информального образования анархистов
Аннотация
Литвина Дарья Александровна — стажер-исследователь Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, второе место на Конкурсе аналитических работ. Эл. адрес: litvina.darya@mail.ru
Омельченко Елена Леонидовна — доктор социологических наук, профессор факультета социологии, директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, второе место на Конкурсе аналитических работ. Эл. адрес: eomelchenko@hse.spb.ru
Выявлено, что, несмотря на резкую критику формальной образовательной системы, ценность образования в представлении анархистов остается высокой, поэтому информальные образовательные каналы как свободные источники информации пользуются у них наибольшим доверием. Социальным пространством информального образования является коммуникация — трансляция ключевых ценностей анархистских сообществ посредством повседневного общения индивидов, демонстрация своей групповой и солидарной принадлежности через отнесение к значимым текстам, именам и событиям. Информальная система образования в субкультурной среде формируется по тому же принципу, что и формальная: знания отбираются, легитимируются, рационализируются и воспроизводятся в соответствии с идеологическими принципами. В отличие от формального образования, в информальной образовательной структуре идеология имеет характер открытости. Тематические области информального образования анархистов вписаны в контекст их активистских и политических проектов, связаны с их повседневностью и мировоззрением. Результатом включенности индивидов в информальные образовательные практики, базирующиеся на альтернативных интерпретациях существующего экономического, государственного и социального устройства, становятся изменение их представлений о мире и реорганизация жизненных стратегий и повседневных практик.
В ходе проведенного анализа показано, как информальные системы знаний могут замещать формальные и производить новые формы социальности, изменяя не только риторику, но и стиль жизни, виды активности и потребительские практики индивидов.