Региональная система общего образования в представлениях ее участников

  • Юрий Галеев Агентство стратегических инициатив (Республика Татарстан), Россия, 420074, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Петербургская, д. 52
  • Альберт Гильмутдинов Министерство образования и науки Республики Татарстан, Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10
  • Тимирхан Алишев Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18
Ключевые слова: ЕГЭ, школа, качество образования, репетиторство, социологические исследования образова­ния, платные услуги, профориента­ция, неформальные объединения молодежи

Аннотация

Галеев Юрий Велерович — заместитель директора направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив (Республика Татарстан). Эл. адрес: yurigaleev@gmail.com
Адрес: Россия, 420074, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Петербургская, д. 52.

Гильмутдинов Альберт Харисович — доктор физико-математических наук, министр образования и науки Республики Татарстан. Эл. адрес: albert.gilmutdinov@tatar.ru
Адрес: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10.

Алишев Тимирхан Булатович — кандидат социологических наук, ассистент кафедры социологии Казанского (Приволжского) федерального университета. Эл. адрес: talishev@gmail.com
Адрес: Россия, 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18.

На основе данных проведенного в Республике Татарстан комплексного социологического опроса учителей, школьников и их родителей исследуются коллективные представления и установки участников образовательного процесса. Анализ полученных данных позволил выделить ключевые проблемы в текущем состоянии системы школьного образования Республики Татарстан. Обнаружен негативный баланс между готовностью учителей получать меньшую зарплату в обмен на меньшие требования к качеству их работы, незаинтересованностью большей части учеников в повышении сложности образовательных методик и контента и созданием родителями за свой счет дополнительных возможностей для получения их детьми достаточного уровня компетенций для поступления в вуз. Выявлено ограничение роли школы задачами обеспечения перехода на следующую образовательную ступень.

Установлено, что недостаточная материально-техническая оснащенность школ обусловливает низкую оценку школьниками уровня профессионализма преподавателей предметов естественнонаучного цикла и их слабую заинтересованность в образовательном процессе. Обучение не создает условий для овладения учащимися современными технологиями познания, а обеспечивает их готовым фактическим материалом для усвоения.

Обнаруженная слабая институционализация коммуникации между родителями и администрацией школы ведет к отсутствию консенсуса между заинтересованными сторонами относительно назначения образовательного процесса и к невозможности организации коллективных действий по повышению качества образования.

Информация, выявленная в результате концептуализации итогов исследования, была использована при разработке Стратегии развития образования Республики Татарстан до 2015 г. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-01
Как цитировать
.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования