Оценка результативности университетов с помощью оболочечного анализа данных

  • Ирина Абанкина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Фуад Алескеров Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Вероника Белоусова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Кирилл Зиньковский Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Всеволод Петрущенко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: высшее образование, оболочечный анализ данных, результативность, классические университеты, технические университеты

Аннотация

Абанкина Ирина Всеволодовна — кандидат экономических наук, профессор, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: abankinaI@hse.ru 

Алескеров Фуад Тагиевич — доктор технических наук, профессор, руководитель департамента математики факультета экономики НИУ ВШЭ, заведующий Международной лабораторией анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Эл. адрес: alesk@hse.ru 

Белоусова Вероника Юрьевна — кандидат экономических наук, заведующая отделом методологии бюджетного планирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Эл. адрес:  vbelousova@hse.ru  

Зиньковский Кирилл Викторович — кандидат экономических наук, заместитель директора Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: kzinkovsky@hse.ru 

Петрущенко Всеволод Владимирович — стажер-исследователь Международной научно-учебной лаборатории анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Эл. адрес: goroddt@yandex.ru 

 

Систематизирован опыт оценки эффективности вузов в разных странах с помощью оболочечного анализа данных (DEA). Рассматриваются формулировки моделей оболочечного анализа данных. Описан опыт практического использования этих моделей применительно к вузам в Великобритании, Германии, Греции, Австралии, Канаде. Обсуждаются вопросы сопоставимости результатов и согласованности моделей.

Проанализирована специфика применения моделей DEA к оценке эффективности российских университетов в зависимости от их специализации. Проведен сравнительный анализ результативности российских вузов с учетом их ресурсного потенциала в образовательной и научно-учебной деятельности. Выявлено, что и классические, и технические университеты России обладают в среднем более высоким потенциалом в области образовательной деятельности, чем в научно-учебной. При этом технические вузы характеризуются в среднем более высоким научно-образовательным потенциалом (70–90% от возможного), чем классические (50–60%).

На основании сопоставления данных о результативности российских и зарубежных вузов установлено, что уровень эффективности российских вузов в среднем выше уровня немецких учебных заведений, сопоставим с уровнем австралийских вузов и ниже уровня канадских и английских университетов.

На примере российских вузов продемонстрировано, что расчеты результативности необходимо проводить для учебных заведений, сравнимых по профилю и базовым характеристикам. Оценка эффективности высших учебных заведений позволяет выявить их слабые и сильные стороны, и в соответствии с этим разработать эффективную стратегию их развития.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-10-19
Как цитировать
Абанкина, Ирина, Фуад Алескеров, Вероника Белоусова, Кирилл Зиньковский, и Всеволод Петрущенко. 2013. «Оценка результативности университетов с помощью оболочечного анализа данных». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (октябрь), 15-48. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-2-15-48.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2