Проблемы внешкольного образования в российской научно-педагогической литературе конца ХIХ — начала ХХ в.

  • Борис Дейч Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28
Ключевые слова: внешкольное образование, общественно­-педагогическое движение, земство

Аннотация

Дейч Борис Аркадьевич— кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем Новосибирского государственного педагогического университета. Эл. адрес: deich67@mail.ru
Адрес: Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28.

Рассматривается становление системы внешкольного образования в России. Показано, что ее развитию с той или иной степенью успешности способствовали государство, земства и частная инициатива. Движение внешкольного образования представляло собой многообразные учреждения и различные виды деятельности: народные дома, воскресные школы, народные библиотеки, народные чтения, экскурсии и т.д. По мнению автора, разнообразие видов внешкольного образования актуализирует проблемы отбора содержания и классификации основных принципов и методов этого направления педагогической деятельности, а также выбора оптимальной модели организации внешкольного образования. Именно эти проблемы обсуждались на страницах педагогических журналов и в специальной литературе в рассматриваемый период.

На основании анализа работ лидеров общественно-педагогического движения, ученых и педагогов показано, что в 90-е годы ХIХ в. — начале ХХ в. постепенно складывается теоретическая основа внешкольного образования: определяется актуальность этого вида педагогической деятельности, формулируются ее основополагающие идеи, выделяются не только организационные, но и научные проблемы и противоречия, осуществляется поиск оптимальных форм и методов работы. Исследование теоретических взглядов показало, что ключевые идеи ученых конца ХIХ — начала ХХ в. в целом не только не противоречат друг другу и основным позициям общественно-педагогического движения того времени, но и во многом согласуются и дополняют друг друга. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-11-01
Как цитировать
Дейч, Борис. 2013. «Проблемы внешкольного образования в российской научно-педагогической литературе конца ХIХ — начала ХХ в.». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (ноябрь), 257-72. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-2-257-272.
Выпуск
Раздел
Из истории образования