Исследовательские университеты: американская исключительность?
Аннотация
Применительно к США нет смысла говорить о высшем образовании или об университетах вообще. Университеты должны быть разделены на категории, с тем чтобы обеспечить специфические критерии оценки, дифференцированную критику и соответствующие подходы в инвестировании и развитии. Автор сосредоточивает внимание на вершине пирамиды американского высшего образования — государственных и частных исследовательских университетах. Всем этим университетам присущи шесть характеристик, тесно связанных с высоким качеством образования: совместное управление, академические свободы, отбор по заслугам, значимое человеческое общение, сохранение культуры, статус некоммерческой организации. Неэффективные системы управления университетами являются главным препятствием для их совершенствования и оказывают гораздо более сильное влияние, чем недостаточное финансирование. Неэффективное управление включает избыточное вмешательство министерства образования в политику университетов, отсутствие ясности в распределении полномочий, а также барьеры на пути участия профессорско-преподавательского состава в управлении университетом и проявлении инициативы.