Подготовка элитных специалистов в области техники и технологий

  • Петр Чубик Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30
  • Александр Чучалин Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30
  • Михаил Соловьев Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30
  • Оксана Замятина Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30
Ключевые слова: компетенции, образовательные программы, вузы, инженерные профессии, элитное техническое образование

Аннотация

Чубик Петр Савельевич — доктор технических наук, профессор, ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета. Эл. адрес: chubik@tpu.ru
Адрес: Национальный исследовательский Томский политехнический университет — Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30.

Чучалин Александр Иванович — доктор технических наук, профессор, проректор по образовательной и международной деятельности Национального исследовательского Томского политехнического университета. Эл. адрес: chai@tpu.ru
Адрес: Национальный исследовательский Томский политехнический университет — Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30.

Соловьев Михаил Александрович — кандидат технических наук, доцент, начальник учебно-методического управления Национального исследовательского Томского политехнического университета. Эл. адрес: solo@tpu.ru
Адрес: Национальный исследовательский Томский политехнический университет — Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30.

Замятина Оксана Михайловна — кандидат технических наук, доцент, начальник отдела элитного образования Национального исследовательского Томского политехнического университета. Эл. адрес: zamyatina@tpu.ru
Адрес: Национальный исследовательский Томский политехнический университет — Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30.

Проведен сравнительный анализ программ подготовки элитных специалистов в области техники и технологий в российских и зарубежных вузах. Выявлены их приоритеты в формировании компетенций будущих лидеров инженерной профессии.

В отечественной высшей инженерной школе при подготовке элитных специалистов первостепенное значение по традиции придается фундаментальному естественно-научному, математическому и техническому образованию, а также практикоориентированной целевой подготовке. Программы элитного технического образования в вузах России ориентированы на развитие профессиональных компетенций выпускников, при этом гуманитарная подготовка в них относительно слаба. В отличие от российских вузов, ведущие зарубежные, в первую очередь американские, университеты наряду с технической подготовкой уделяют особое внимание гуманитарной составляющей инженерного образования, развитию универсальных (личностных) компетенций выпускников, ориентированных на удовлетворение перспективных потребностей общества, формированию навыков предпринимательства и воспитанию лидерских качеств.

Развитие системы элитного технического образования в России рассмотрено на опыте ее реализации в Национальном исследовательском Томском политехническом университете. Программа элитного технического образования в ТПУ ориентирована на подготовку лидеров инженерной профессии по приоритетным направлениям в области техники и технологий для ресурсоэффективной экономики страны. Программа имеет целью развитие у выпускников профессиональных и универсальных компетенций с атрибутами фундаментальности, инновационности, предпринимательства и лидерства. Для повышения конкурентоспособности выпускников и приобретения международного опыта реализуются программы академической мобильности и магистерские программы Double Degreeсовместно с ведущими зарубежными университетами.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-10-19
Как цитировать
Чубик, Петр, Александр Чучалин, Михаил Соловьев, и Оксана Замятина. 2013. «Подготовка элитных специалистов в области техники и технологий». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (октябрь), 188-208. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-2-188-208.
Выпуск
Раздел
Практика