Подготовка элитных специалистов в области техники и технологий
Аннотация
Чубик Петр Савельевич — доктор технических наук, профессор, ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета. Эл. адрес: chubik@tpu.ru
Адрес: Национальный исследовательский Томский политехнический университет — Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30.
Чучалин Александр Иванович — доктор технических наук, профессор, проректор по образовательной и международной деятельности Национального исследовательского Томского политехнического университета. Эл. адрес: chai@tpu.ru
Адрес: Национальный исследовательский Томский политехнический университет — Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30.
Соловьев Михаил Александрович — кандидат технических наук, доцент, начальник учебно-методического управления Национального исследовательского Томского политехнического университета. Эл. адрес: solo@tpu.ru
Адрес: Национальный исследовательский Томский политехнический университет — Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30.
Замятина Оксана Михайловна — кандидат технических наук, доцент, начальник отдела элитного образования Национального исследовательского Томского политехнического университета. Эл. адрес: zamyatina@tpu.ru
Адрес: Национальный исследовательский Томский политехнический университет — Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30.
Проведен сравнительный анализ программ подготовки элитных специалистов в области техники и технологий в российских и зарубежных вузах. Выявлены их приоритеты в формировании компетенций будущих лидеров инженерной профессии.
В отечественной высшей инженерной школе при подготовке элитных специалистов первостепенное значение по традиции придается фундаментальному естественно-научному, математическому и техническому образованию, а также практикоориентированной целевой подготовке. Программы элитного технического образования в вузах России ориентированы на развитие профессиональных компетенций выпускников, при этом гуманитарная подготовка в них относительно слаба. В отличие от российских вузов, ведущие зарубежные, в первую очередь американские, университеты наряду с технической подготовкой уделяют особое внимание гуманитарной составляющей инженерного образования, развитию универсальных (личностных) компетенций выпускников, ориентированных на удовлетворение перспективных потребностей общества, формированию навыков предпринимательства и воспитанию лидерских качеств.
Развитие системы элитного технического образования в России рассмотрено на опыте ее реализации в Национальном исследовательском Томском политехническом университете. Программа элитного технического образования в ТПУ ориентирована на подготовку лидеров инженерной профессии по приоритетным направлениям в области техники и технологий для ресурсоэффективной экономики страны. Программа имеет целью развитие у выпускников профессиональных и универсальных компетенций с атрибутами фундаментальности, инновационности, предпринимательства и лидерства. Для повышения конкурентоспособности выпускников и приобретения международного опыта реализуются программы академической мобильности и магистерские программы Double Degreeсовместно с ведущими зарубежными университетами.