Европейское измерение и институциональная трансформация в российском высшем образовании

  • Наталья Дрантусова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Евгений Князев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: Болонский процесс, высшее образование, системная трансформация, институциональная дифференциация, многоуровневое образование, исследовательские университеты

Аннотация

Анализируется влияние интеграции в европейское образовательное пространство на российскую систему высшего образования. В качестве движущих сил трансформации рассматриваются два общеевропейских тренда: институциональная дифференциация, которая основана на внедрении многоуровневой системы образования, и перестройка взаимоотношений высшего образования с широким окружением. Показано, что многоуровневость системы высшего образования в России реализуется в виде инициированной государством вертикальной дифференциации вузов на основании научных результатов и концентрации ресурсов в ограниченной группе ведущих вузов. Данная практика, по мнению авторов, не учитывает неоднородность группы ведущих вузов, получающей преимущественное право на реализацию программ магистратуры; внутреннюю неоднородность отдельных вузов, в которых могут быть подразделения и с сильным научным потенциалом, и ориенти
рованные на массовый спрос на образовательные услуги; опасность ограничения активности вузов насаждением сверху жестких рамок деятельности в условиях, когда магистерские программы являются для вузов полем предпринимательства. Выделены четыре модели организации деятельности вузов в условиях трансформации системы высшего образования: университет-исследователь, университет — системный интегратор, университет — региональный интегратор, университет — кадровый конструктор.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-06-30
Как цитировать
Дрантусова, Наталья, и Евгений Князев. 2014. «Европейское измерение и институциональная трансформация в российском высшем образовании». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 109-31. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-2-109-131.
Выпуск
Раздел
Теоретические и прикладные исследования