Обмен знаниями между учителями средних школ: факторы, влияющие на его интенсивность
Аннотация
Андреева Татьяна Евгеньевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом Высшей школы менеджмента СПбГУ. Эл. адрес: andreeva@gsom.pu.ru
Адрес: Высшая школа менеджмента СПбГУ — Россия, 199004, Санкт-Петербург, Волховский пер., 3.
Сергеева Анастасия Вячеславовна — аспирант Высшей школы менеджмента СПбГУ. Эл. адрес: sergeevan2000@gmail.com
Адрес: Высшая школа менеджмента СПбГУ — Россия, 199004, Санкт-Петербург, Волховский пер., 3.
Голубева Анастасия Алексеевна — кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Высшей школы менеджмента СПбГУ. Эл. адрес: golubeva@gsom.pu.ru
Адрес: Высшая школа менеджмента СПбГУ — Россия, 199004, Санкт-Петербург, Волховский пер., 3.
Павлов Ярослав Юрьевич — аспирант Высшей школы менеджмента СПбГУ. Эл. адрес: yaroslav.pavlov@gmail.com Адрес: Высшая школа менеджмента СПбГУ — Россия, 199004, Санкт-Петербург, Волховский пер., 3.
На основе анкетирования учителей проанализированы факторы, влияющие на активность обмена знаниями между педагогами средних школ. Теоретическая модель, адаптированная в рамках исследования для организаций общественного сектора, таких как средние общеобразовательные школы, включает следующие факторы, объясняющие вовлеченность учителей в обмен знаниями с коллегами: внешнюю мотивацию (побуждение к деятельности, основанное на ожидаемых внешних выгодах), внутреннюю мотивацию (импульс, связанный с получением удовольствия от содержания деятельности и ее процесса), возможность (представленная в виде организационной культуры) и способность делиться знаниями.
Установлено, что активность в обмене знаниями положительно зависит от внутренней мотивации индивида и организационной культуры, поддерживающей этот процесс. Внешняя мотивация непосредственно не влияет на интенсивность обмена знаниями, однако воздействует на нее через укрепление внутренней мотивации.
Отсутствие статистически значимой взаимосвязи между стажем работы в профессии и активностью в обмене знаниями свидетельствует о том, что способность к обмену знаниями не развивается с увеличением опыта работы, а зависит от навыков саморефлексии и экстернализации собственных неявных знаний.
Для директоров школ и других руководителей в сфере образования даны рекомендации по развитию внутренней мотивации педагогов к обмену знаниями, созданию поддерживающей организационной культуры и других факторов, стимулирующих обмен знаниями между учителями в школе.