Связь между образованием родителей, успеваемостью и образовательными траекториями школьников в Татарстане

  • Эдгар Товар-Гарсиа Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Панамериканский университет (Мексика), Prolongación Calzada Circunvalación Poniente 49, Zapopan, Jalisco, 45010 México
Ключевые слова: человеческий капитал, образовательные траектории, школьная успеваемость, Татарстан, социально-экономический статус

Аннотация

Товар Гарсиа Эдгар Деметрио — научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института развития образования НИУ ВШЭ. Эл. адрес: beno09@yahoo.com

В силу культурного и национального разнообразия России анализируется проявление эффекта образования родителей в локальном срезе — в Республике Татарстан, а также выявляется его зависимость от таких объясняющих переменных, как пол, национальность, материальное положение, культурный капитал, социальный капитал, образовательные ресурсы, некогнитивные навыки, состояние здоровья, отношение сверстников к учебе.

На основе данных анкетирования с помощью перекрестного табулирования и корреляционного анализа обнаружена слабая связь образования родителей с успеваемостью и образовательными траекториями учащихся. Наиболее существенное влияние на успеваемость оказывают пол (у девушек показатели выше) и национальность (татароговорящие имеют более высокие результаты). Образовательные траектории больше всего зависят от детерминанта «пол» (девушек среди планирующих продолжать обучение в вузе на 20% больше).

В результате регрессионного и дискриминантного анализа установлено, что для предсказания успеваемости учащихся значим уровень образования родителей (главным образом отцов), при этом на успеваемость влияют и другие объясняющие переменные: культурный капитал, некогнитивные навыки, отношение сверстников к учебе, состояние здоровья, национальность и пол. Планирование обучения в вузе обусловлено образованностью родителей (в большей степени отцов), однако статистически значимы и переменные успеваемости (высокие образовательные показатели положительно предсказывают планы на обучение в вузе) и пола (у девушек вероятность дальнейшего образования выше).

На основе полученных данных рекомендовано скорректировать стратегию образования в Татарстане для повышения образовательных результатов русскоговорящих учащихся и юношей. Слабая связь успеваемости учащихся с образованием членов их семей устраняет необходимость нивелирования эффекта низкого уровня образования родителей.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-10-19
Как цитировать
Товар-ГарсиаЭдгар. 2013. «Связь между образованием родителей, успеваемостью и образовательными траекториями школьников в Татарстане». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (октябрь), 252-69. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-2-252-269.
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования