Инновационные перспективы обучения и преподавания в сфере высшего образования в XXI в.

  • Эрик Де Корте Центр педагогической психологии и образовательных технологий (CIP&T) Университета Левена (Бельгия)
Ключевые слова: адаптивная компетенция, навыки саморегуляции, процесс обучения КСКС (конструктивный, саморегулируемый, конкретный и совместный), убеждения в отношении обучения, обучающая среда, студенты-первокурсники

Аннотация

Современный взгляд на наше общество как на обучающееся подразумевает, что образовательная система должна быть ориентирована (в большей степени, чем раньше) на развитие и воспитание у учащихся адаптивной компетенции, т. е. способности осознанно и гибко применять полученные знания и навыки в различных контекстах. На основании результатов недавнего исследования мы в данной статье в первую очередь обсуждаем следующий вопрос: чему именно требуется научиться, чтобы приобрести адаптивную компетенцию в какой-либо области? Мы считаем, что для развития адаптивной компетенции необходим комплекс когнитивных, эмоциональных и мотивационных компонентов, а именно: предметная база в виде структурированных знаний в определенной области, навыки использования эвристических методов мышления, метазнания — представления о собственной когнитивной деятельности, мотивации и эмоциях, навыки саморегуляции для управления собственными когнитивными, мотивационными и эмоциональными процессами, а также позитивные убеждения в отношении себя как учащегося и в отношении обучения в различных областях. Далее мы задаемся следующим вопросом: каковы характеристики процессов обучения, продуктивных с точки зрения приобретения адаптивной компетенции? Обучение, целью которого является формирование адаптивной компетенции, должно представлять собой конструктивный, саморегулируемый, конкретный и совместный (КСКС) процесс формирования знаний и навыков. Каким образом преподаватель может стимулировать обучение по типу КСКС? В статье приведен пример создания действенной обучающей среды,  ориентированной на повышение эффективности обучения студентов первого курса.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-10-08
Как цитировать
Де КортеЭрик. 2014. «Инновационные перспективы обучения и преподавания в сфере высшего образования в XXI в.». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 3 (октябрь), 8-29. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-3-8-29.
Выпуск
Раздел
Образовательная политика