Взрослость как категория андрагогики

  • Семен Вершловский Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Россия, 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д.11–13
Ключевые слова: непрерывное образование, взрослость, психологическая зрелость, социальная зрелость, личностная зрелость, кризис профессионального развития

Аннотация

Вершловский Семен Григорьевич — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Эл. адрес: sg2701@mail.ru
Адрес: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования — Россия, 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д.11–13.

Междисциплинарное понятие «взрослость», организующее проблемное поле андрагогики, рассматривается в контексте социальной ситуации развития личности. Выделены три составляющих понятия «взрослость»: психологическая зрелость (совокупность показателей психологического развития, включающая самостоятельность в прогнозировании своего поведения и оценке совершаемых действий и способность мобилизовать себя на выполнение своего решения), социальная зрелость (способность самостоятельно принимать жизненно важные решения, основанная на ответственности, толерантности, осмысленность жизни и просоциальной направленности), личностные установки на гуманистические ценности (составляющая, повышающая социальную и личностную значимость индивида).

Охарактеризованы основные периоды жизни взрослого и возникающие на этом пути кризисы. На примере педагогической деятельности рассматриваются кризисы профессионального развития, такие как кризис адаптации к профессии, кризис рутинной работы и кризис профессионала с большим стажем. Даны рекомендации по андрагогическому сопровождению педагога и созданию условий для преодоления профессиональных кризисов на личностном уровне. Показано, что одним из важных средств для успешного выхода из кризисного состояния и сохранения психологического здоровья и работоспособности является включенность взрослых в систему непрерывного формального и неформального постдипломного образования, предполагающего раскрытие перспектив дальнейшего профессионального роста, расширение пространства профессионального взаимодействия и создание возможностей для реализации внепрофессиональных интересов.

Повышение квалификации и неформальное образование учителей позволит противостоять устойчивой тенденции старения педагогических кадров и избежать формирования стереотипов педагогического сознания.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-10-19
Как цитировать
Вершловский, Семен. 2013. «Взрослость как категория андрагогики». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (октябрь), 285-98. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-2-285-298.
Выпуск
Раздел
Размышления о ...