Законодательная деятельность в сфере образования в дореволюционной России (Вступительное слово Р.Ф. Усачёвой)

  • Эдуард Днепров Российская Академия Образования; НИУ ВШЭ
Ключевые слова: история образования, Российская империя, законодательные акты, законодательная инициатива, Государственный совет, Комитет министров, Совет министров, всеобщее начальное обучение, уставы университетов

Аннотация

Понятие закона имело различные трактовки в дореволюционной теории государства и права. Единственным объединяющим принципом был факт санкционирования той или иной правовой нормы монархом, так называемого высочайшего утверждения, в письменной или устной форме. То есть не право определяло закон, а политическая воля, которая формировала и само право, исходя из политической и социальноэкономической конъюнктуры. В законодательных актах воплощалась образовательная политика на разных этапах истории страны, в законотворчество были вовлечены высшие государственные учреждения.
Сложившиеся в начале XIX в. главные формы государственного законодательства Российской империи, в том числе и в области образования,— манифест, указ, повеление, мнение Государственного совета, положение Комитета министров, «всеподданнейший доклад» министра, рескрипт, закон — просуществовали без существенных изменений до 1917 г. Подробно анализируется деятельность высших государственных учреждений (Государственный совет, Комитет министров, Совет министров, Государственная дума), в материалах которых содержатся данные как о собственно законодательстве, так и о многочисленных административных распоряжениях в области образования, которые отражают замысел, цели, идеологию, средства осуществления преобразований, предлагаемых теми или иными законодательными актами. Представлены динамика рассмотрения вопросов образования в высших органах власти, порядок опубликования и кодификации законодательных актов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2015-06-30
Как цитировать
Днепров, Эдуард. 2015. «Законодательная деятельность в сфере образования в дореволюционной России (Вступительное слово Р.Ф. Усачёвой)». Вопросы образования / Educational Studies Moscow, вып. 2 (июнь), 241-78. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-2-244-278.
Выпуск
Раздел
Из истории образования